Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что российский холдинг не потерял украинский рынок газа. «Рынок? Мы ничего не теряли. Может, кто-то другой заблудился или сбился с дороги, но мы ничего не теряли», — ответил Алексей Миллер на собрании акционеров «Газпрома» на вопрос, не боится ли компания потерять Украину. Эксперты при этом также не склонны считать, что «Газпром» потерял рынок соседней страны.
Если в 2011 году Украина импортировала из России 44,8 млрд кубометров, то в 2013 году — 28 млрд, а с конца 2015 года «Нафтогаз Украины» не получает напрямую газ от «Гапрома» вообще. Весь объем импортного «голубого топлива», немногим более 10 млрд кубометров, поступает из стран ЕС. При этом «Нафтогаз Украины» и «Газпром» судятся в Стокгольмском арбитраже по контрактам на поставку и транзит газа.
Новости партнеров
Эксперты согласны, что статистика играет не в пользу «Газпрома», но никак не говорит о потере холдингом украинского рынка.
«Нужно быть реалистами. Во-первых, потребление газа в стране снизилось. И произошло это не из-за „Газпрома“, а из-за падения экономики», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Так, если в 2013 году Украина потребила 50 млрд кубометров, то в 2016 году — 33 млрд. Промышленность страны снизила за три года потребление газа вдвое — до 9 млрд кубометров.
«Украина сама разрушила свой рынок газа, если мы говорим о двукратном снижении потребления», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков говорит о том, что из промышленно-аграрной страны Украина превращается в аграрную: «И ожидать значительного роста потребления газа в стране не стоит».
Сегодня Украина получает весь импортный газ реверсом из стран ЕС, однако почти весь он российский, говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
«Поэтому „Газпром“ не терял украинского рынка. Теперь он заходит на него через европейских посредников», — говорит Игорь Юшков. По его словам, увеличение экспорта газа «Газпромом» в Европу в большей части связано с перепродажей российского газа на Украину. Так, в 2016 году «Газпром» увеличил поставки в Европу на 19,9 млрд, а на Украину импортировали 10,9 млрд кубометров газа. 83% или 9,1 млрд из них — из Словакии, откуда Киев получает обратно прошедший транзитом через Украину российский газ.
Ведущий аналитик ФНЭБ считает, что российский холдинг даже выигрывает от новой схемы поставок на Украину. «Европейские партнеры „Газпрома“ исправно расплачиваются с компанией за газ и нет тех конфликтов, которые были с Украиной», — считает эксперт. Он говорит о том, что схема «дешевый газ — политическое влияние» в случае с Украиной не сработали.
Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач при этом указывает на то, что в нынешней ситуации лучше всего себя чувствуют европейские партнеры «Газпрома»: «Киев платит дороже за возможность купить российский газ у европейских трейдеров. Они, конечно, счастливы зарабатывать сотни миллионов долларов на политических фобиях Украины».
Новости партнеров
Тем временем «Газпром» все-таки теряет часть доходов, так как европейские компании покупают российский газ дешевле, чем на нем можно было бы заработать, продавая напрямую на Украину. Так, в мае, по данным МВФ, российский газ на границе с Германией стоил $ 179 за тысячу кубометров, а для Украины, по данным ФНЭБ, обходился бы в около $ 220. Киев при этом, по данным Минэкономразвития Украины, покупал газ в среднем по $ 208.
Впрочем, май оказался исключением, когда цены на прямые поставки из России оказались дороже реверсных закупок. В марте, например, реверсный газ стоил Украине $ 248 без стоимости бронирования мощностей на входе на Украину. «Это — примерно на $ 40 дороже, чем стоил бы газ, напрямую купленный у „Газпрома“. Таким образом, только за март Украина переплатила около $ 60 млн. А за весь минувший отопительный сезон — $ 250 млн. Более того, если бы Украина закупила необходимый объем у „Газпрома“ в третьем квартале прошлого года и закачала бы в хранилища, то экономия составила бы уже $ 440 млн», — ранее сказал Алексей Гривач.
После промежуточного решения Стокгольмского арбитража в Киеве заявили об удовлетворении основных требований украинской стороны. Теперь «Нафтогаз Украины» сможет покупать газ без условия «бери или плати», которое обязывает выкупать определенные объемы газа, а цена на газ будет привязана к стоимости на европейских хабах (региональным газовым биржах). Глава украинской национальной компании Андрей Коболев сообщил, что российский газ будет теперь для Украины дешевле, чем любой другой.
Эксперты, однако, сомневаются в том, что Киев начнет закупки российского газа. «По политическим причинам он вряд ли будет закупать», — сказал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Поэтому схема поставок российского газа через европейских посредников может сохраниться. И после 2019 года, когда Россия планирует запустить обходные газопроводы «Турецкий поток» и «Северный поток-2», «голубое топливо» из России для Украины может только подорожать. Если «Газпром» снизит транзит через Украину до обещанных 10−15 млрд кубометров для Балкан, то исчезнет возможность реверса его из соседней Словакии. Туда он поступал из Украины, после чего «возвращался» обратно. С 2019 года поставки через словакию должны прекратиться полностью.
«Этот газ будут подавать через „Северный поток-2“ и Украине тогда уже придется платить и за его транспортировку от границы с Германией, например», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.
Сейчас доходы Украины от транзита российского газа растут и у «Нафтогаза Украины» больше средств на закупку реверсного газа. За первое полугодие поставки через Украину выросли на 21% и составили 45,7 млрд кубометров, сообщила в Facebook компания «Магистральные газопроводы Украины». Однако строительство обходных газопроводов ударит по Украине и тем, что доходы «Нафтогаза Украины» от транзита газа снизятся с $ 2 млрд до около $ 300 млн и компании будет сложно будет вообще найти средства на закупку газа. Уже сейчас треть импортного газа «Нафтогаз Украины» оплачивает кредитами общей суммой $ 800 млн от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и под гарантии Всемирного банка. Украинской национальной компании при этом уже сейчас необходимо искать средства, которые она должна будет заплатить по решению Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа. Сумма выплат может составить $ 1,7 млрд, а на днях ее подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «По предварительной экономической оценке, в соответствии с предварительным решением Стокгольмского арбитража, взыскание с НАК „Нафтогаз Украины“ в пользу „Газпрома“ превышает $ 1,7 млрд», — заявил он и добавил, что «Газпром» намерен обжаловать промежуточное решение Стокгольмского арбитража в апелляционном суде Швеции. Российский холдинг хочет получить еще и $ 1,196 млрд за поставки газа на Донбасс с 2015 года, которые «Нафтогаз Украины» не признает. Украинская сторона же заявляет, что сами арбитры никаких цифр не называли и самостоятельно определят долги в том случае, если обе стороны не смогут договориться между собой. По данным украинской национальной компании, между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на нейтральной территории ведутся консультации.