Запад, наконец, заметил неонацистов, которые со времен Майдана определяют политическую повестку киевской власти. Сразу две влиятельных газеты с перерывом в несколько дней опубликовали статьи с говорящими заголовками: Le Monde считает, что «Ультраправые набирают влияние на Украине», а The Washington Post — что Ультраправые военизированные формирования на Украине бросают вызов правительству страны.
Нет, о существовании бандеровцев и их влиянии всем всегда было известно, но говорить об этом вслух было не принято — ЕС и США успели внушить миру, что поддержанный ими госпереворот в Киеве — яркое проявление воли народа в борьбе за свою свободу от путинской России. Однако России еще в 2014 году удалось купировать главные угрозы, а Украина как долгоиграющий проект никогда не рассматривался. Это был своего рода блиц-криг, целью которого было решить геополитические проблемы прежде всего США, а вовсе не улучшить жизнь маленьких украинцев.
Новости партнеров
Теперь ситуация коренным образом изменилась: потеряв Крым, столкнувшись с серьезной проблемой сепаратизма в Донбассе, американцы разыгрывает другую карту — пытаются возобновить холодную войну, достав из старых сундуков пропахшую нафталином заготовку о России как главной угрозе всего человечества. Конечно, это не то же самое, что военно-морская база Шестого флота в Севастополе, но с паршивой овцы, как говорится, хоть шерсти клок.
Незаметно появилась другая проблема: сама Украина. Вашингтон стал жертвой собственной пропаганды: раз Нэнька победила Россию в неравной борьбе, по мановению волшебной палочки и «печенек Нуланд» превратившись в демократическую страну, о чем трубили все газеты три года назад, то требуется позитивный результат этих социальных преобразований. Но для экономических успехов, которые должны продемонстрировать миру преимущества западных ценностей перед «русским миром», нужны деньги — десятки, а то и сотни миллиардов долларов, о чем постоянно твердит Западу Петр Порошенко.
Он, безусловно, прав: Запад в свое время действительно обещал Украине безграничную финансовую поддержку, будучи уверенным, что держать слово не придется. Поэтому Петр Порошенко и вызывает раздражение своим перманентным давлением на больную мозоль. Денег нет и не будет, пора бы это понять. Выкручивайтесь, как хотите, морально мы с вами. Вот вам туристический безвиз в Европу и очередные санкции против России — тебе ведь стало легче, Украина?
Украине, конечно, не легче. Хотя она честно выполнила все распоряжения — подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, полностью разорвала экономические связи с Россией, выдавила со своей территории весь наш крупный бизнес, справедливо рассчитывая, что Запад компенсирует эти самоубийственные шаги звонкой монетой. Но так и не дождалась — поскольку ее так и не усадили за европейский стол, уставленный ароматными яствами, страна ожидаемо свалилась в экономический штопор.
Очевидно, что бесконечно такое положение сохраняться не может — рано или поздно настанет время, когда Киеву будет нечем отдавать долги МВФ. Поэтому, по всей видимости, принято решение проект заканчивать, для чего и понадобился благовидный предлог — необандеровцы. Якобы доверчивый Запад все три года думал, что после Майдана к власти пришли пламенные демократы, о оказалось, что вместо них на Украине всем заправляют фашисты. Кто бы мог подумать!
The Washington Post оговаривается: «Утверждения российской пропаганды о том, что Украина захвачена нацистами или фашистами, является ложью». Но потом, противоречиво самой себе рассказывает, что официальные власти боятся правых радикалов, а правоохранительные органы даже выпускают на свободу неонацистов, подозреваемых в убийствах.
«Наглое желание Виты Заверухи — известной неофашистки, отпущенной под залог и находящейся под домашним арестом после убийства двух сотрудников полиции — опубликовать свои фотографии с 50 другими националистами после штурма популярного киевского ресторана демонстрирует уверенность крайне правых в том, что государство не будет их преследовать», — пишет издание.
Новости партнеров
Статья свидетельствует о том, что американцы отлично ориентируются в украинских реалиях. Им, оказывается, хорошо известно о связях министра внутренних дел Арсена Авакова с батальоном «Азов» — «военизированной группировкой, использующей символы SS в качестве своих знаков отличия». The Washington Post рассказывает своим читателям, что эта группировка, наряду с несколькими другими, в начале войны на востоке была интегрирована в вооруженные силы и в Национальную гвардию. «Критики обвиняют Авакова в использовании ее членов для запугивания оппозиционных средств массовой информации», — сообщает влиятельная газета.
Известно ей и о том, что заместитель главы МВД «Вадим Троян был членом неонацистской военизированной организации «Патриот Украины», тогда как нынешний сотрудник министерства внутренних дел Илья Кива — бывший член крайне правой партии «Правый сектор», у которого в Instagram много изображений бывшего итальянского фашистского лидера Бенито Муссолини — призывает к тому, чтобы «казнить» геев». Как и о том, что тот же Аваков «сформировал и вооружил экстремистский батальон «Азов» во главе с Андреем Билецким по кличке «Белый Вождь», призывавшим к крестовому походу против «возглавляемых семитами недочеловеков». «Подобным чиновникам не место в правительстве, основанном на верховенстве закона; они должны уйти», — сказано в статье The Washington Post, которая по менторской стилистике напоминает передовицу газеты «Правда» периода развитого социализма.
Разумеется, американцы прекрасно понимают, что Петр Порошенко не может избавиться от бандеровцев — он стал их заложником со времен Майдана. Более того, именно они, вооруженные, дисциплинированные и мотивированные, обладают реальной властью на Украине, вплоть до того, что готовы расправиться с самим президентом, если он будет недостаточно решителен в своей суицидальной русофобской политике. А могут привести к власти другого претендента — например, Юлию Тимошенко. Конечно, если она готова разделить бандеровские идеалы.
Петр Порошенко всегда чувствовал эту опасность. Поэтому, как справедливо замечает Le Monde, «власть перетянула на себя часть националистической риторики». «Избранный в 2014 г. «президент мира» Петр Порошенко категорически против хоть сколько-нибудь серьезных уступок России. Кроме того, он предлагает удовлетворяющее ультраправых представление истории с прославлением националистов, включая тех, которые сражались на стороне нацистской Германии против СССР», — проявляет осведомленность французская газета.
На мой взгляд, эти новые веяния в информационной войне свидетельствуют о том, что «западные друзья» Нэньки приняли решение постепенно дистанцироваться от ее проблем, прежде всего экономических. Они неразрешимы. Сколько бы реформ ни проводил Киев, выполняя приказы МВФ, потерю российского рынка компенсировать невозмиожно. А брать на содержание Украину ни США, ни Евросоюз никогда не собирались.
Поэтому образ незалэжной державы как страны, избравшей на Майдане демократический путь развития, будет, судя по всему, меняться. Иначе западный обыватель просто не поймет, почему свободолюбивой Украине, на которую напала «коварная Россия», вдруг теперь отказывают в экономической поддержке. Да потому, что всеми политическими процессами в стране победившей «революции гидности», оказывается, управляют ультраправые радикалы. А ультраправых радикалов западный обыватель не любит и даже откровенно побаивается.
The Washington Post и Le Monde начали эту кропотливую работу по изменению укроимиджа. Последим за процессом. Всегда интересно наблюдать, как работает западная пропаганда.