Более трети россиян считают, что между Украиной и Россией необходимо ввести визовый режим. Такие данные содержатся в новом опросе «Левада-Центра», опубликованном «Интерфаксом». 35% респондентов полагают, что наши отношения с Украиной должны быть такими же, как с другими государствами — с закрытыми границами, визами, таможнями.
В то же время, ровно половина опрошенных высказались за то, чтобы Россия и Украины были независимыми, но дружественными государствами — с открытыми границами, без виз и таможен. Еще 9% респондентов вообще считают, что Россия и Украина должны объединиться в одно государство.
Новости партнеров
За событиями на Украине, так или иначе, следят 78% граждан. Но опрос зафиксировал ухудшение отношения россиян к «незалежной». В целом хорошо к этой стране относятся лишь 26% граждан РФ, в то время как год назад этот показатель составлял 41%. Плохо к соседям относятся 59% опрошенных против 44% в 2016 году. Остальные участники опроса затруднились с ответом.
Кроме того, россияне не испытывают оптимизма по поводу будущего развития событий на Украине. Только 10% опрошенных считают, что ситуация на востоке страны улучшится, 23% прогнозируют ухудшение, а 53% полагают, что все останется без изменений.
В последние месяцы высокопоставленные киевские чиновники и политики снова стали поднимать тему введения визового режима с Российской Федерацией. Неоднократно в пользу такого шага высказывался спикер Верховной Рады Андрей Парубий. 9 июня министр иностранных дел «незалежной» Павел Климкин заявил, что если такое решение будет принято, то МИД готов обеспечить все необходимые для этого меры.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров в начале июня говорил о том, что Москва вынуждена будет дать зеркальный ответ в случае введения Украиной визового режима. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что введение таких мер ударит, прежде всего, по самой Украине.
Видимо, об этом подумали и в Киеве, подсчитав, что введение визового режима с РФ обойдется в 55−75 миллионов долларов, поэтому на какое-то время разговоры о визах были отложены. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что введение визового режима нынешними властями Украины — это вопрос времени.
Такого мнения придерживается и старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, историк Олег Неменский.
— Введение визового режима между Россией и Украиной очень вероятно. Фактически на границе уже происходит довольно жесткий контроль по инициативе украинской стороны. В таких условиях введение визового режима в какой-то степени даже является необходимостью.
Новости партнеров
— Почему?
— Будет гораздо легче и удобней ездить на Украину и в Россию при четко оговоренном статусе, а не рискуя, пропустят человека на границе или нет, как сейчас. Постоянно происходят случаи, когда часть людей не пропускают на Украину, или еще хуже — кого-то могут пропустить, а потом задержать «для выяснения» уже на территории этой страны. Такое положение дел очень неудобно. Так что перспектива ужесточения визового режима реальна, и к ней надо готовиться.
С другой стороны, самой России не надо форсировать эти изменения, они и так будут вводиться украинской стороной. Хотя наибольшим ударом по населению и экономике это будет именно для Украины. Украинские «заробитчане» массово работают на территории РФ и переводят достаточно значительные для экономики суммы. Понятно, что после введения визового режима они уменьшатся.
Но мы видим, что на Украине постоянно вводятся новые меры, которые бьют, в первую очередь, по экономике самой страны, но имеют политическую и идеологическую мотивацию. Введение визового режима с Россией так же «разумно», как блокада Донбасса, и будет крайне болезненным для Украины. Тем не менее, вполне вероятно, что Киев на это пойдет, так как не руководствуется общегосударственными экономическими интересами и не заботится о благосостоянии общества.
— С чем связан рост числа россиян, которые выступают за введение визового режима?
— Это связано с постепенным разочарованием россиян в украинцах. Происходит избавление от идеи, что украинцы — это братский дружественный народ, который попал в лапы к плохим политикам. Нашим людям вообще свойственно «наивное народничество» — представление о том, что все народы хорошие и ни в чем не виноваты, а негодяи-политики заводят свои нации в тупик и проблема только в них.
Это ошибочная точка зрения, и иногда ее ошибочность становится очевидной. То, что значительная часть украинского общества, по крайней мере, та его часть, которая составляет украинскую нацию, настроена к России враждебно — это не проблема отдельных политиков, а проблема общего отношения между нами. Это становится все более очевидно, и в связи с этим меняется отношение к Украине и украинцам.
— Неужели нужно смириться с тем, что теперь отношения между нашими странами будут примерно как между Польшей и Россией или еще хуже? А как же русскоязычное население Украины?
Новости партнеров
— Дело в том, что в отличие от Польши, на Украине не живет другой народ. Это такие же наследники русской истории и культуры, как и мы. Но в них борются две идентичности — собственно, русская и антирусская, которая превращается в украинство. Эта борьба еще не завершена, она разгорается.
Негативное отношение россиян к украинцам, то есть к людям, сознательно выбравшим антирусскую идентичность, будет только усиливаться. Просто потому, что украинство распространяется за счет нагнетания ненависти к России и всему русскому.
Но при этом будет постепенно приходить осознание того, что Украина в значительной части состоит не из украинцев, а из представителей нашего же народа, которые просто были названы украинцами в результате советской национальной политики.
К ним отношение будет более сложным, но, думаю, мы придем к тому, что вновь осознаем нашу общность. Нечто подобное мы видим в Донбассе, где раньше по переписям большинство населения называло себя украинцами, но теперь произошел перелом, и большинство считает себя русскими. Такие же процессы возможны и в других регионах Украины. Скорее всего, они неизбежны в будущем. Но проходить могут не только в такой жесткой форме, как в Донбассе, но и в более мягком виде.
Политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок считает, что Киев все же не готов пойти на введение визового режима, хотя исключать такого развития событий нельзя.
— В международной политике государства не могут позволить себе роскошь подставлять другую щеку. Если Украина объявит визовый режим, мы будем обязаны ввести ответные ограничения. Но в качестве жеста доброй воли можно будет отсрочить принятие этих мер, например, на месяц, чтобы люди, связанные по работе с частыми визитами в РФ смогли без нервотрепки и спешки собрать необходимые документы. Это показало бы нашу цивилизованную позицию по этому вопросу.
Что касается того, насколько такая перспектива вероятна, говоря об Украине, ничего нельзя исключать. Но я все же думаю, что эти угрозы останутся на уровне риторики. Мы прекрасно понимаем, что из России на Украину люди едут в основном в туристических целях или чтобы навестить родственников. В Россию же едут в основном на заработки, особенно сейчас, по мере ухудшения экономического положения на Украине.
— Почему среди россиян растет негативное отношение к Украине именно сейчас, когда конфликт вроде бы миновал «горячую фазу»?
— Недовольство Украиной среди наших сограждан накапливается, тем более что нет никаких причин для того, чтобы отношение улучшалось. Да, боевые действия в Донбассе вышли из «горячей фазы», но не прекратились окончательно, да и антироссийская повестка украинской политики и СМИ никуда не уходит.
Кроме того, ухудшение отношения к Украине связано с более широким контекстом. Снижение уровня жизни в России ощутимо, но винят наши сограждане в этом не столько Запад, сколько Украину, которая с одной стороны стала яблоком раздора, а с другой — остается активным лоббистом санкций. Конечно, на самом деле санкции на экономику и благосостояние влияют слабо, в отличие от упавших цен на нефть. Но люди склонны связывать трудности с украинским кризисом, хотя бы потому, что на нефтяные котировки мы повлиять не способны, а вот санкции можно отменить.