На Первом канале вышел нашумевший фильм Оливера Стоуна
Казалось бы, наш президент появляется перед публикой не так редко, однако эта работа известного американского режиссёра вызвала особый интерес во всём мире. Связано это не в последнюю очередь и с фигурой интервьюера.
Стоун – американец, что придаёт беседе дополнительную интригу, он – знаменитость, а значит, может позволить себе больше свободы в общении с главой России. Есть и ещё момент: Стоун – неординарный американец, он – левый, а по шкале эпохи маккартизма и вообще коммунист. Стоун в значительной степени – продукт советской идеологии, пусть и в её причудливой заокеанской версии.
Новости партнеров
У нашего зрителя знакомство со Стоуном состоялось в 1988-м, когда на экраны вышел фильм «Сальвадор». Оскароносное кино вполне соответствовало «линии партии», осуждало политику США, но это не была агитка, а высокохудожественное произведение, хотя для нашего зрителя и непривычно натуралистичное.
Но даже когда американский кинематограф стал у нас повседневностью, Стоун в России не затерялся. Например, его «Прирождённые убийцы», пришедшие к зрителю на видеокассетах, стали, как говорится, культовыми. Хотя не факт, что были поняты правильно. Российский зритель образца 1994 года был уже очарован Америкой и вполне мог не заметить оглушительной пощёчины американскому обществу.
Чем же отличается интервьюер Стоун от, скажем, Мегин Келли, общавшейся с Путиным на Петербургском экономическом форуме?
У американского режиссёра – глубинный, не сиюминутный интерес к России. Мы важный раздел в его исторической памяти. В основе интереса – политические взгляды, симпатия к СССР.
Порой даже кажется, что Стоун адресует свои комментарии не столько американцам, сколько хочет обратиться к российской аудитории и реабилитировать в её глазах «красный проект».
Фильм «Путин» – шире, чем просто портрет российского президента, это ещё и взгляд на нашу страну, её прошлое, поиск исторических оснований для солидарности России и Америки.
Например, в последней серии Стоун оказывается у Кремлёвской стены, подходит к могиле Джона Рида и напоминает зрителю о фильме Уоррена Битти – «Красные». Так подростки обмениваются музыкой, так товарищи советуют друг другу понравившуюся книгу. Стоун рекомендует аудитории фильм своего коллеги по Голливуду – действительно уникальное кино, у нас почти неизвестное.
Новости партнеров
Актёр и режиссёр Уоррен Битти вспоминается нашей публикой скорее, как плейбой, красавчик из фильма «Бонни и Клайд», а между тем в разгар холодной войны (1981 год) он снял картину о Джоне Риде, о Великой русской революции. Фильм «Красные» в СССР не показали, скорее всего, из-за несоответствия пуританским стандартам и вольности исторических трактовок. Сегодня это кино, получившее «Оскар» за режиссуру, кажется абсолютно просоветским и удивляет русофильством. Указание Стоуна на картину Битти – жест, безусловно, символичный.
Ценность фильма «Путин» не только в том, что он в значительной степени разрушает стереотипы о России, укоренившиеся в американском обществе, но и ставит под сомнение многие российские клише о США.
Агрессия американских СМИ по отношению к нашей стране, яростная информационная кампания против президента РФ имеют побочный эффект – мы становимся ожесточённее в своей враждебности к американцам. А между тем американское общество не столь однородно, особенно если говорить об интеллектуалах. Когда-то во времена маккартизма в сочувствии к нашей стране американские власти обвиняли Леонарда Бернстайна, Артура Миллера, Чарли Чаплина, Альберта Эйнштейна… Но и в наши дни в США есть настоящие друзья России. Стоун – яркое тому подтверждение.