Украинские политиканы одержимы новой идеей – введением визового режима с Россией на фоне введения «безвиза» между Украиной и ЕС. Хотя это т. н. туристический «безвиз» (приезжай без виз в Европу отдыхать, работать и учиться – не смей), Киев преподносит его как величайшую победу исторического значения.
Президент Порошенко, «в гордом возношении ума своего», процитировал Лермонтова про «немытую Россию». Временами дружбы с «немытой Россией» он считает годы правления Виктора Януковича, когда доллар, между прочим, был по 8 гривен, а не по 26, как сейчас, а украинцы не падали в обморок при виде тарифов за коммунальные услуги в платежках.
Новости партнеров
В Киеве по поводу «безвиза» устроили гуляния. В аэропорту Борисполь бравые хлопцы плясали гопака, на сценах выступали гарные девчата в национальных костюмах, на пограничных КПП первых украинских туристов встречали официальные лица из приграничных стран. Совсем как арабских беженцев в 2013 г. в Германии.
Украина, обогатив политический лексикон постсоветского пространства такими терминами, как самостийность, майдан, заробитчане – все сплошь с негативным значением, уверенно превращается в поставщика дешёвых трудовых ресурсов для соседних стран.
В РФ, по данным российского МИД на март текущего года, находится 2,3 млн. украинских граждан. По данным МИД Украины, и того больше – 3-4 млн. Её же Государственная пограничная служба только в прошлом году сообщила о 2,8 млн. граждан страны, выехавших в Россию. Это не считая тех, кто уехал в Россию через Белоруссию.
В Европе, куда евромайданная Украина продирается четвёртый год подряд, украинских заробитчан гораздо меньше – не более 1,5 млн. Таким образом, из 4-х, а то и 5 млн. украинцев, выехавших на заработки, большинство направилось именно в Россию. Их рассуждения Киева о возможном введении виз с Россией явно не обрадовали.
Нет единомыслия по этому поводу и среди украинских политиков и экспертов. Инициаторами визового «забора» выступили депутаты «Народного фронта» бывшего премьера Арсения Яценюка, вольготно проживающего в США, Радикальной партии любителя однополой любви Олега Ляшко, партии львовского мэра-националиста Андрея Садового и Блока Петра Порошенко (БПП).
Публика разношерстная, но цель у всех одна – подмять под себя радикалов и поддерживающий их электорат. Каждая из выше названных партий уже столько раз обещала украинцам всего и помногу, что им никто особо не верит. Никто из них не закончил АТО за две недели, не нормализовал отношения с Москвой за три месяца, не изгнал из власти олигархов и не сделал Украину процветающей страной. В преддверии президентских выборов 2019 г. избирателя надо удивить чем-то неординарным, чего раньше не было. И сделать это надо так, чтобы выходящие из-под контроля вооружённые националистические формирования были на твоей стороне, а не против тебя.
Визовый режим с Россией как раз и должен стать таким неординарным решением. Он позволяет убить сразу нескольких зайцев: ублажить буйных националистов, законсервировать собственное нахождение у власти, свести к минимуму связи украинцев с Россией, где они могут нахвататься «дурных привычек», как то: уважительному отношению к георгиевской ленточке и Дню Победы, негативному отношению к украинской версии нацизма – бандеровщине и т.п.
Новости партнеров
Кстати, БПП долго колебался, выступать за введение виз или против. Порошенко понимает, что спекуляциями вокруг визового вопроса под него пытаются подложить мину замедленного действия. Поддержит президент введение виз, в него полетят все шишки, когда украинцы сполна прочувствуют последствия этой меры. Не поддержит – националисты объявят его предателем родины и снова обвинят во всех бедах. У президента и его партии пока нет конкретной позиции в визовом вопросе. Порошенко лавирует, пытается предугадать ситуацию, чтобы повернуть вопрос в свою пользу. Прозвучавшие заявления из уст представителей БПП на тему виз с Россией – это идеологическая риторика, чтобы успокоить радикалов.
Визы не введены до сих пор потому, что власть боится возвращения на родину из России миллионов украинских граждан, а в случае введения визового режима это произойдёт обязательно. Вернутся злые, т.к. потеряют в России работу, и недовольство своё обратят против киевских властей, чьё положение и так шатко.
Что с этими миллионами недовольных делать? Где найти им работу вместо утерянной? Как этим миллионам кормить свои семьи в условиях галопирующей инфляции и высокой безработицы? Внятных ответов на эти вопросы у Киева нет, потому и думают так долго: вводить визы или не вводить. Социальное напряжение внутри украинского общества и так высоко, приезд двух миллионов граждан может вообще довести ситуацию до кипения. Будет штурмовать службу занятости, требовать работы, пенсий, соцвыплат.
Одна часть заробитчан вернется на Украину, а вот другая навсегда останется в России. И заберут туда же свои семьи, иначе видеться с ними помешает визовый режим. Перестанут наполнять украинский бюджет заработанными в России немалыми рублями. Точно определить процент тех, кто уедет из России, и тех, кто останется, невозможно. Эксперты предупреждают: на фоне ужесточения пропускного режима с Россией и упрощения процедуры получения для украинцев российского гражданства Украине в визовом вопросе не повезёт. «Будет отток населения», – прогнозирует представитель МИД Украины Марьяна Беца.
Представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко заявила, что введение визового режима с РФ обойдётся Украине в $75 млн. Придётся расширять дипломатическое присутствие на территории России, увеличивать количество украинских дипломатов (министр иностранных дел Украины Павел Климкин говорил, что потребуются более 100 новых должностей консульских сотрудников), платить им зарплаты, вводить технические новшества на КПП и в дипучреждениях, проводить реорганизацию консульских услуг.
Украина и так небогата, а её власть готова забрать у граждан $75 млн. на оплату своих политических прихотей, вместо того, чтобы дать эти деньги школам, больницам, заводам, домам престарелых.
Еще вопрос: как будет осуществляться визовый контроль на границе Украины с Л/ДНР? Признавать республики частью Украины и пускать их жителей без виз? Или наказать проклятых «сепаратистов» и без виз не пускать? Тогда это будет юридическим признанием их независимости.
А Крым? Крымчан пускать с визами или без? Считать их украинцами, а Крым – Украиной, как о том кричат все укро-патриоты на каждом углу, или, наоборот, чужаками? Чёткого ответа у Киева здесь тоже нет.
Новости партнеров
И как вообще быть с тем, что, по статистике, каждый второй житель Украины имеет родственников в России? Введение визового режима ударит по простым людям, разъединит семьи. Это особенно актуально для Восточной Украины, для районов Луганской и Донецкой областей, находящихся под контролем Киева. Последний все время пытается заработать симпатии населения Донбасса, правда, делает это неуклюже и неискренне. А если еще введет визовый режим с Россией, то поддержка Киева в Мариуполе, Краматорске, Лисичанске, и без того минимальная, опуститься до нуля.
Визовый вопрос способен расколоть не то что семьи, но и страну. Социологи из Центра им. Разумкова указывают, что на западе Украины идею введения визового режима с Россией поддерживают 52,7%, в центральной части –29,8%, в южной и восточной – 13,4%. 15% украинцев готовы забыть про Крым и Донбасс, лишь бы вернуть страну в довоенную ситуацию (данные фонда «Демократические инициативы им. И. Кучерива»).
Поляризация украинского общества и так высока, общество расколото отношением к наследию СССР, Великой Отечественной войне, войне в Донбассе. Вносить дополнительную смуту визовым вопросом означает и дальше раскалывать и без того отнюдь не монолитное общество.