В журнале Forbes с легким удивлением прочел одновременно алармистскую и слезливую статью о первой выкатке американской компанией Stratolaunch System своего самолета-носителя, состоявшейся 31 мая.
Автор — Вадим Лукашевич, сначала устраивает пляски с бубном вокруг проекта авиационно-космической системы (АКС) миллиардера Пола Аллена и инженера Берта Рутана, а затем в неповторимой славяно-евразийской манере наматывает сопли на волосатый кулак. Суть проста: супостаты-американцы сподобились обогнать СССР/РФ с их прожектами подобных систем, выкатили свой самолет-носитель и теперь, все — «пропала матушка-Русь».
Новости партнеров
Просто несколько цитат из статьи с сочным названием «Летающий космодром Пола Аллена: как Россия снова утратила приоритет», чтобы было понятно. В начале месье Лукашевич дает читателю представление о двух путях выхода на орбиту — ракетном и авиационно-космическом. Последний, по его мнению, незаслуженно проиграл первому:
На заре космонавтики конкурировали оба варианта, но затем ракетный путь, первым добившись успеха, монополизировал доступ в космос, создав множество политических, экономических, организационных и финансовых препятствий авиаконструкторам. Сегодня это является главным препятствием появлению полноценных авиационно-космических систем. Для Советского Союза и России — неподъемным…
Коварный Лукашевич только почему-то не знакомит читателей с примерными данными по себестоимости подобных запусков для «гражданского космоса». А ведь именно поэтому практически все АКС оказались ограниченно востребованными, причем не столько в СССР, сколько в США. Что же касается «военной сферы», то американцы в 1959 — 1971 годах вдоволь «набаловались» с «изделием» (самолет-ракетоплан) Х-15, а сейчас у США развивается авиационно-космический проект Х-37, в мае завершивший свою четвертую орбитальную миссию. Ничего подобного никто в мире не имеет, и конкурировать тут с американцами просто бесполезно. Но об этом тоже умалчивается.
Выкатка нового уникального самолета — это не только победа Америки, это фиксация нашего поражения в гонке, в которой мы опережали весь мир на десятилетия, это безвозвратная потеря еще одного нашего приоритета, который мы так и не смогли довести до полномасштабной реализации.
Простите, но кого обгоняли? И зачем, главное? Если у США экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15 совершил первый полет в 1959 году, а на высоту свыше 80 километров — в 1962 году, а в СССР только в 1962 году признали целесообразным начать работы над орбитальным ракетопланом? И сами работы были начаты лишь в 1963 в ОКБ-155 Артема Микояна (проект «Спираль»)? Мне кажется, уважаемый автор заметки с кричащим заголовком пытается немного надуть своего доверчивого читателя — причем как «ватного патриота», так и ехидного либерала.
Наконец, главный вопрос: а с какой стати выкатка самолета-носителя Stratolaunch является «фиксацией» некоего преимущества вообще? От авиационно-космических систем военного назначения СССР в конечном итоге отказался, а РФ даже не предпринимала в этой области ничего серьезного, кроме перетягивания тоненького бюджетного каната между ведомствами и рисования эскизных проектов.
Безусловно замечательно, что компания Stratolaunch System сумела за 6 лет создать потрясающий воображение самолет-носитель: аппарат с размахом крыльев 118 метров, длиной 72 метра и высотой 15 метров, с нормальной взлетной массой в 544 тонны. Самолет Stratolaunch сможет поднимать ракету-носитель массой около 225 тонн, подвешивая ее под крылом между двумя фюзеляжами, и доставлять ее на расстояние до 2200 километров в точку воздушного старта на высоте 9100 метров над акваторией Тихого или Атлантического океанов. Наконец, американцам удалось подвинуть с первого места в списке самых больших самолетов в мире советский Ан-225 «Мрия». То, что американские инженеры оказались способны создать такой аппарат — это нормально, ибо США являются технологическим лидером планеты. Но!
Новости партнеров
Поскольку этот проект не военный (или не чисто военно-государственный), то его ключевой компонентой будет себестоимость запуска и в конечном итоге — условная стоимость одного килограмма полезного груза, выводимого на орбиту. Пока проект Пола Аллена и Берта Рутана предполагает вывод на низкую околоземную орбиту (НОО) до 6 с небольшим тонн полезного груза. Это немного по сравнению с каким-нибудь «Протоном», способным вывести на НОО до 20 тонн по цене 3500 долларов за килограмм и выиграть тут можно только за счет оперативности. Однако, снизу (по ценовой и весовой категории тех же спутников) проект явно подпирает рынок запусков легких и сверхлегких ракет-носителей, готовых в ближайшее время за более чем умеренные деньги оперативно выводить на орбиту нано- и микро-спутники весом до 100 килограммов.
Самое смешное — Stratolaunch System приходит не на пустой рынок авиационно-космических орбитальных запусков! Созданная еще в 1982 году в США компания Orbital Sciences Corporation (с 2015 года — Orbital ATK), с 1990 года уже провела более полусотни воздушных запусков (то есть, с борта самолета-носителя) ракеты-носителя «Пегас»! Как упоминалось выше, экономика подобных запусков, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Общая стоимость в 40 млн долларов при максимально полезной нагрузке до 443 килограммов, плюс по законодательным ограничениям большинство запусков идет в государственных или военных целях. То есть, детище Пола Аллена и Берта Рутана должно доказать свою эффективность хотя бы по сравнению с запусками Orbital ATK. Но случится это в лучшем случае лишь через несколько лет. И об этом месье Лукашевич также забывает упомянуть.
Первый экспериментальный полет самолета-носителя Stratolaunch запланирован на 2019 год и только потом станет окончательно ясно, будет ли этот проект экономически успешным и главное — технически надежным и безопасным. И претворятся ли в жизнь все те бурные авансы, которые даются этому проекту. Нельзя забывать, что история космонавтики и авиации буквально набита предприятиями и моделями, которым прочили блестящее будущее, а они тихо-мирно сползли куда-то на обочину и абсолютно потерялись там (например, недавно мною упоминался проект «Морской старт» — вроде неплохо задуманный, но в реальности хронический убыточный и бесполезный).
Можно вспомнить предыдущий проект Берта Рутана и Пола Аллена — космический туризм TierOne (основан еще в 1996 году) и суборбитальный аппарат SpaceShipOne. Последний был построен и в 2003 — 2004 годах совершил 17 полетов. Компания прогремела на весь мир и получила приз Ansari X-Prize в 10 млн долларов, а затем принялась строить новый аппарат — SpaceShipTwo. Его заказчиком стала основанная в 2004 году Бертом Рутаном и Ричардом Брэнсоном компания Virgin Galactic. Казалось бы, что мешает закрепить успех?
Но нет. За последние 13 лет компании не удалось совершить ни одного коммерческого рейса с туристами на борту. Хуже того: первый корабль из серии в 5 воздушно-орбитальных судов — VSS Enterprise, в октябре 2014 года потерпел аварию во время испытательного полета, из-за чего погиб один из летчиков-испытателей. И до сих пор никакого бурного развития орбитального туризма на нашей планете пока не случилось (хотя если почитать прессу прошлого десятилетия, то такое будущее у красивого проекта вряд ли кто предполагал)…