Россия столкнулась с нехваткой пилотов гражданской авиации: летные кадры массово уезжают на работу в Азию. Об этом в пятницу, 9 июня, сообщил «Коммерсантъ».
По данным издания, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличным знанием английского» — командиров воздушных судов (КВС) и КВС-инструкторов. Плюс, еще около 400 пилотов этих категорий находятся «в процессе оформления документов». Утечка затронула, в частности, авиакомпании S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».
Новости партнеров
«Уход из „ВИМ-Авиа“ сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы», — уточняет газета.
Напомним: с середины мая «ВИМ-Авиа» начала массово задерживать рейсы и сокращать чартерную программу полетов. Чтобы обеспечить перевозку пассажиров в летний сезон, к разруливанию ситуации подключилось правительство. 7 июня глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что авиакомпания «не рассчитала своих возможностей», и что сейчас работает оперативный штаб с участием «ВИМ-Авиа» и других перевозчиков, которые «подхватывают» рейсы. Кроме того, по поручению вице-премьера Виталия Мутко создана рабочая группа, которая должна «обеспечить доставку на отдых» клиентов «ВИМ-Авиа».
В самой же авиакомпании подтвердили, что ее пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Причем причина оттока имеет «экономический характер»: в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава.
С проблемой утечки летчиков столкнулся даже «Аэрофлот». Как подтвердил его директор Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017, «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5−2 раза выше».
Причем, в перспективе проблема будет только усугубляться. Так, в Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). И по данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — до 111 тыс. человек к 2035 году.
Это значит, что в скором времени летать на гражданских рейсах в России станет некому. Гастарбайтеров, которые дружно едут к нам из стран Азии, и которые готовы на любую низкоквалифицированную работу, за штурвал самолета не посадишь. В итоге, на российских авиалиниях останутся самые неопытные пилоты с минимальным налетом.
Куда летит гражданская авиация России, как предотвратить массовый отток летных кадров?
Новости партнеров
— Наши пилоты в мире на хорошем счету — как бы не хаяли российскую летную школу и методику подготовки летчиков, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Их с удовольствием берут работать за границей, и это хороший показатель.
Минус в том, что уходят лучшие пилоты, а также летчики, которые оказались «неудобными» для авиакомпаний. Сказалось и решение, которое было принято «наверху» в разгар кризиса 2014 года: сократить число воздушных судов и объем перевозок. Авиакомпании взяли тогда под козырек, и значительно уменьшили масштабы деятельности.
Если подходить к российской гражданской авиации как к большому, государственной важности делу, можно организовать и массовую перевозку пассажиров, и доставку грузов во все уголки России. Но наши авиакомпании привыкли «жировать» — зарабатывать сию минуту и любой ценой, а не работать на перспективу.
Именно в этом, я считаю, главная причина нынешнего положения дел. Менеджмент наших крупнейших авиакомпаний счел за лучшее сохранить высокий уровень своих доходов в условиях сокращения парка воздушных судов и повышения цен на билеты для пассажиров.
— Директор «Аэрофлота» рассказал, что пилоты уходят в азиатские авиакомпании потому что зарплата там в 1,5−2 раза выше. Это действительно так?
— Напомню, мы живем в рублевой зоне, и по российским меркам зарплаты у пилотов вполне достойные. Командир воздушного корабля, по моим данным, получает сегодня 200−300 тысяч рублей в месяц. И даже больше — если он выполняет международные рейсы.
Для сравнения: специалист средней руки в Москве зачастую зарабатывает 40−60 тысяч, и при этом ходит каждый день на работу.
Правда, за эти 200−300 тысяч авиакомпании загоняют летный состав в угол. График летчику составляется таким образом, что он практически не вылезает из кабины самолета. Сами понимаете, что тем самым авиакомпании создают ситуацию на грани фола — на грани безопасности полетов.
Новости партнеров
По сути, авиакомпании выдаивают деньги, откуда только могут: из правительства, пилотов, пассажиров. Неудивительно, что летчики предпочитают азиатские компании, где условия работы гораздо более адекватные.
— Мы можем быстро возместить дефицит летных кадров, если он будет нарастать в будущем?
— Дефицит, я считаю, нарастать не будет. У нас достаточно училищ, которые готовят летчиков, и необходимое количество центров, которые сертифицируют летный состав. Плюс к тому, нельзя сбрасывать со счетов военных летчиков. Многие из них, уйдя со службы по выслуге в 40−45 лет, при необходимости спокойно впишутся в гражданские авиакомпании. Так что больших проблем с восполнением летных кадров я не вижу.