Схлынули бурные эмоции по поводу решения Стокгольмского арбитража о газовом споре между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом». Эмоции были настолько бурными, что «Нафтогаз», что характерно для современной Украины, не вдаваясь в букву представленных арбитражем документов, и прочитав текст по диагонали, ударяя себя пяткой в грудь, раструбил о невероятном успехе предпринятой кампании против российского газового гиганта.
Фразы «мы сломали хребет Газпрому», и «ещё немного, и Россия начнёт перечислять нам миллиарды» венчали крики о неистовой перемоге. «Газпром» молчал. Руководство «Нафтогаза» тем временем раздавало интервью, пресс-секретарь, вытирая пот со счастливого лба, бегал от одного микрофона к другому, с брифинга на интервью и обратно. А «Газпром» снова молчал. Уже и в России представители секции «всёпропало» начали поздравлять «Нафтогаз» с победой, в сердцах высказываясь по поводу «проигрыша» «Газпрома». «Газпром» и тут молчал.
Новости партнеров
И вот в «Нафтогазе», почёсывая затылки, начали задаваться вопросом: а почему это компания Миллера молчит, хотя должна рвать во всех местах волосы, биться головой о стену и искать заряженный одним патроном револьвер. И кто-то наиболее сообразительный в «Нафтогазе» решил, что молчит «Газпром» неспроста. И как только решил, так наиболее сообразительного потянуло перечитать суть выводов Стокгольмского арбитража. А что же в этих документах скрывается? По порядку.
Итак, главной из объявленных «Нафтогазом» перемог было то, что Стокгольмский арбитраж якобы отменил контрактное обязательство «take or pay» («бери или плати»), которое ранее было введено в контракт на основании требований «Газпрома». Смысл прост: заказал энные объёмы газа – плати именно за энные объёмы, даже если их не использовал. Выглядит достаточно жёстко, но никто под дулом автомата этот контракт подписывать не заставлял – подписали, так будьте любезны исполнять. Теперь же выясняется, что принцип «бери или плати» Стокгольмский арбитраж не отменял…
Заместитель председателя правления «Газпрома» Александра Медведева:
А это из релиза забежавшего изрядно вперёд «Нафтогаза» за некоторое время до комментария Медведева:
Не хватало только крика «Слава Украине» в конце.
Даже украинские эксперты в области экономического права откровенно потроллили «Нафтогаз», объявив о выдающихся способностях его юристов, которым «хватило» всего несколько часов, чтобы тщательно изучить более чем 700-страничный документ Стокгольмского арбитража и сделать все необходимые выводы. И пока «Нафтогаз» упражнялся в красноречии по поводу того, куда же теперь «потратить» несуществующие 44 млрд долларов, газпромовские юристы изучали материалы решения. А в материалах заявлено, что пункт «бери или плати» отменяется только в части положений контракта – в частности, когда объёмы неиспользованного газа не менее установленного значения. Какое это значение, пока не сообщается. Однако известно о том, что ни о каких «подарках» в виде отзыва (а точнее, запрета) требований в размере 44 млрд долларов речи вообще не идёт.
Кстати, в мировой практике немало случаев, когда принцип «take or pay» реализуется в том случае, когда покупающая сторона осуществляет менее 80% объёмов закупок от законтрактованных. Если руководствоваться именно этим значением, то «Нафтогаз» остаётся «на счётчике» «Газпрома» в течение всех последних лет, так как в одностороннем порядке отказался от тех объёмов закупок, которые прописывались в контракте. Покупал явно менее 80% контрактных объёмов.
Новости партнеров
Кстати, президент Украины и его окружение, как известно, намерены инициировать проверку главы «Батькивщины» Юлии Тимошенко на предмет «государственной измены». Инкриминируют порошенковцы экс-премьеру Украины, ставившему в своё время подпись под контрактом, «антиукраинскую деятельность». Мол, сознательно подписывала тот самый контракт, который теперь на Украине обсуждается чуть ли не как главный негатив последних 20 лет. Мало того, представительница Блока Петра Порошенко в Раде И.Геращенко и вовсе объявила, что это именно из-за подписанного Тимошенко контракта с РФ на Украине и вспыхнула война.
Все эти заявления обращают на себя особое внимание ещё и в связи с тем, что Тимошенко-то в своё время и была отправлена за решётку практически по аналогичным обвинениям, но только со стороны Виктора Януковича и его окружения. В биографии Тимошенко есть дело под названием «по газовому договору с Россией от 19.01.2009».
Удивительно, не правда ли… Юлию Тимошенко осуждали при Януковиче в том числе за тот самый контракт, затем её «демократические силы» (включая г-на Порошенко) объявили политической заключённой, а потом – после бегства Януковича – освободили из колонии и на инвалидной коляске выкатили на майданную сцену как символ победы «новых» сил. И вот теперь эти самые «новые» силы сообщают всему миру о том, что Тимошенко было бы неплохо снова упрятать за решётку – за подписанный ею контракт по поставкам газа из России. Это вообще что?Неужели у порошенковцев очень короткая память, и они забыли, что Тимошенко попала в колонию вовсе не как «политическая жертва», а именно как «подписант» того самого контракта? Или если сейчас Порошенко упрячет политического конкурента за решётку, то её нельзя будет считать политзаключённой, так как Пётр Алексеевич сугубо европейский, демократический предводитель, а не какой-то там тиран, ретроград, агент Кремля Янукович…
Однако стоит вернуться к решению Стокгольмского арбитража. «Нафтогаз» бодро отрапортовал о том, что арбитры обязали «Газпром» пересмотреть цены на газ в рамках контракта. Тут не поспоришь – действительно, есть такое – обязали. Вот только «Нафтогаз» требовал пересмотра цен за последние 7 лет, а Стокгольмский арбитраж решил, что пересмотра цен со времени победы майдана будет достаточно – с 2014 года.
Интересно то, что Стокгольмский арбитраж, фактически приняв решение цены до 2014 года не пересматривать, встаёт на сторону «Газпрома». Дело в том, что именно «Газпром» ещё при Януковиче требовал от Киева платить за газ по прописанной в контракте цене, а Киев платил по цене, которую фактически сам для себя определил. За то время Киев накопил более миллиарда долларов по одной только контрактной недоплате. Получается, что эту сумму Украине придётся возвращать. А если учесть, что с 2014 года Украина практически вовсе перестала платить за газ, то ей придётся раскошелиться не только за полученные объёмы из России, но и раскошелиться в формате «частично» реализуемого принципа «бери или плати», который оставил в силе Стокгольм.
В общем, забежали майданные спецы вперёд паровоза, и забыли мудрое изречение классика: «Как хорошо уметь читать!»
Другое дело, что даже если прочитают, думаете, что-то заплатят? – по крайней мере, в обозримой перспективе. Я так не думаю, пусть это будет моё сугубо субъективное мнение. Ведь всё сделают, чтобы слиться снова. Для этого есть набор краплёных карт в виде: «Россия – агрессор», «России платить нельзя, так как это были договорённости с кровавым режимом» и т.д. Ну, а Запад опять поддержит, пока сам не столкнётся напрямую с этим непробиваемым хуторским (а Киев сейчас реально напоминает хутор в плане своей «политики») менталитетом, когда сам не получит не только обещанные реформы, но и выданные в кредит деньги. Будут жевать сопли и доказывать, что тех средств на демократию не хватило…