Литва бурно отреагировала на заявления российского посла, выставившего стране счет за инвестиции, сделанные в советское время. Вильнюс по-прежнему утверждает, что финансовый баланс времен СССР был не в его пользу, а значит, он имеет право на компенсации за «советскую оккупацию». При этом власти Литвы словно невзначай забывают сразу о нескольких обстоятельствах.
Между Россией и Литвой разгорелся очередной спор на тему советского прошлого. Посол России в Вильнюсе Александр Удальцов накануне назвал абсурдными разговоры прибалтийских политиков о «компенсациях за советскую оккупацию» и указал на возможность выдвижения встречных требований. По его словам, Россия, будучи некогда крупнейшим донором союзного бюджета, вправе потребовать от Литвы возмещения расходов на десятки миллиардов долларов за инвестиции советского времени.
Новости партнеров
По его оценке, в 1940–1990 годах из союзного бюджета в экономику республики было вложено порядка 65 млрд долларов. А с учетом льготных поставок минерального сырья и энергоресурсов сумма вложений в Литву составит 72 млрд долларов. Об этом он заявил в интервью газете «Литовский курьер».
Литва не заставила себя долго ждать с ответом. Теперь министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс назвал абсурдным заявление посла России. Особое огорчение, по его словам, вызывает тот факт, что подобные заявления делаются несмотря на «всеобщее признание факта оккупации Литвы» со стороны СССР. В результате этого Литва была «лишена независимости», государству и его гражданам был «нанесен ущерб». «(Учитывая все это) говорить о каких-то суммах – это действительно очень расстраивает», – отметил министр. Подобное «заявление сложно объяснить и оправдать и логически, и политически, и морально», добавил он.
Латвийский историк, ректор Видземской высшей школы (Латвия) Гатис Круминьш присоединился к этой точке зрения и выдвинул собственные аргументы, передает Delfi.
«Документы из Литвы также свидетельствуют о том, что приоритетом СССР не было социально-экономическое развитие территории. Например, в 40-е годы, в период после Второй мировой войны, СССР в Литве гораздо больший объем средств тратил на подавление движения национального сопротивления, чем на инвестиции в народное хозяйство», – уверяет латвийский историк. «В целом крупнейшие расходы СССР в Балтии были связаны с расходами военных и репрессивных учреждений», – говорит он.
#{ussr}Более того, по словам историка, все три прибалтийские республики вносили в союзный бюджет значительно большие суммы, чем получали обратно. Однако в пример он почему-то приводит только 40-е, первые послевоенные годы.
И все же при ближайшем рассмотрении с таким мнением сложно согласиться. «Высказывания литовских коллег о том, что Советский Союз должен за все, побудили наше посольство сделать свой подсчет. Конечно, о цифре можно спорить, потому что утвержденной единой методики не существует. Но мне цифра, озвученная нашим послом, кажется близкой к истине», – считает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
«Литовская республика входила в состав Советского Союза сугубо как аграрная страна. О Латвии, например, так сказать нельзя – там выпускали пылесосы, фотоаппараты, был создан латвийский самолет. В Литве же не было буквально ничего сложнее велосипедной фабрики и производства простейшего сельхозоборудования», – напоминает Межевич.
Новости партнеров
Собеседник приводит в пример два уникальных до сих пор предприятия, которые были построены СССР в Литве: Клайпедский порт и Мажейкяйский НПЗ. «Этот нефтеперерабатывающий завод стал последним построенным в советское время. Здесь появилась самая глубокая переработка нефти, самые лучшие технологии, импортное оборудование. Клайпедский порт стал самым проинвестированным среди ряда других портов. Сегодня два эти этих предприятия вместе со смежными компаниями, по моим оценкам, дают в совокупности 25–30% доходов бюджета Литвы», – рассказывает собеседник.
«А лучшая дорога в Советском Союзе была между Каунасом и Вильнюсом. Что называется – не стыдно было привезти и американца, а уж они-то в этом деле толк понимают», – добавляет он.
Но, конечно, в советское время было построено гораздо больше предприятий, приносивших доход Литовской ССР. «Та же Игналинская АЭС, которая производила столько электроэнергии, что хватало всей Литве и еще оставалось для Белоруссии и Латвии. Сегодня Литва энергодефицитна. И вместо того, чтобы получать прибыль от станции, Литва тратит деньги на утилизацию атомного объекта», – говорит Николай Межевич.
Стоит вспомнить, что после войны республика полностью была разрушена. Ущерб оценивался в 30 млрд долларов. Советский Союз не только восстановил Литву, но создал в ней с нуля промышленность и инфраструктуру. Появились станкостроительные и машиностроительные заводы, легкая, пищевая и химическая промышленность, заводы по производству удобрений, искусственного волокна, НПЗ. Строились дома, дороги, паромы, порты. Восстановленный Клайпедский порт, Каунасская ГЭС, ТЭС Электренай и Игналинская АЭС – все это советское наследие. У Литовской ССР был самый большой рыболовный флот в Европе – к моменту провозглашения независимости Литва имела около 500 судов. Огромные средства шли на развитие медицины, культуры и спорта. Советской инфраструктурой литовцы продолжают пользоваться и по сей день.
Вот уже 13 лет, как Литва официально является членом Евросоюза. И если посмотреть на то, что Брюссель сделал для страны в экономическом плане, то сравнение во многом оказывается в пользу «советского оккупанта».
«Европа, конечно, инвестирует в Литву. Еще одним источником доходов Литвы являются евродотации. А вот независимая Литва сама по себе ничего, кроме туризма и сельского хозяйства, дать не может», – говорит Межевич.
Литва часто просит помощи у ЕС, например чтобы подлатать оставшуюся в наследство от СССР инфраструктуру. Но у ЕС совсем другой подход к независимой Литве, чем Москва исповедовала к «оккупированной» Прибалтике. История с Игналинской АЭС уже упоминалась – она закрыта по требованию Брюсселя. То, что в итоге Литве приходится импортировать электроэнергию, причем за большие деньги, Брюссель мало беспокоит.
Та же ситуация и в газовой сфере. Вместо того, чтобы построить трубопроводы из Германии и Польши в Литву – ради снабжения газом более отсталого члена ЕС, проще завести антимонопольное дело против Газпрома и заставить Россию продавать Литве газ со скидкой. Сам Евросоюз тратить деньги на литовскую энергоинфраструктуру считает лишним, а уж кормить дотациями на газ тем более. Лучше постройте СПГ-терминал – таков был ответ Брюсселя на стенания Литвы по поводу «слишком дорогого российского газа».
Новости партнеров
СПГ-терминал в Литве построили, и уже по итогам 2016 года большую часть газа (60%) страна и правда начала получать в виде СПГ из Норвегии. Однако получили ли жители Литвы или промышленность хоть какой-то бонус от такой диверсификации газовых поставок? После появления СПГ-терминала в Клайпеде цены на газ в Литве только росли – потому что сам газ оказался куда более дорогим, чем российский.
Евросоюзу нет дела и до проблем с потерей транзита литовскими портами, построенными на советские инвестиции. Россия решила прекратить эту зависимость, построив собственные порты и переориентируя туда все большие объемы грузов.
«Советский Союз ставил задачу построить новый советский народ. Поэтому помогать тем, кто отставал, считалось нормой. Лучше недокормить Черноземье, Псковщину да Новгородщину, но помочь Вильнюсу, Каунасу, Душанбе или Бишкеку. Вот так и мы жили», – говорит Межевич.
Прибалтийские же страны по-прежнему плетутся в хвосте Евросоюза по всем социально-экономическим показателям – хотя в советское время были витриной СССР, с самым высоким в стране уровнем жизни. Брюссель ставит Литву (а также Латвию и Эстонию) в самом низу рейтинга конкурентоспособности европейских регионов. Согласно последнему такому рейтингу, опубликованному в этом году, у Литвы при сравнении с 15 европейскими регионами со схожими показателями ВВП самые худшие оценки по состоянию инфраструктуры и по развитию системы здравоохранения.