Что стоит за слухами о преемнике и чем закончатся игры с Навальным
Владимир Путин снова заявил, что о выдвижении его кандидатуры на выборах президента в 2018 г. говорить рано. Тем временем по поводу его участия в выборах 2018 г. в экспертной среде наметился очевидный раскол. Кто-то по-прежнему верит в безальтернативность сценария очередного срока национального лидера, а его молчание трактует простым желанием создать интригу вокруг избирательной кампании, кто-то же склоняется к мысли, что в Кремле рассматривается вариант с поиском преемника. В пользу последней версии говорит наблюдаемая дезориентация в околовластных кругах: коммунисты не решаются выбрать своего кандидата в президенты, политологи жалуются на долгое молчание Администрации президента, а часть бизнес-элит, кажется, уходит от привычных правил взаимодействия с Кремлем.
Еще в начале мая лидер ЛДПР Владимир Жириновский, говоря о выборах президента России в 2018 г., заявил, что ждет от Владимира Путина «подарочка» под Новый год. В интервью телеканалу «Дождь» Жириновский сказал, что на самом деле еще неизвестно, пойдет ли Владимир Путин на выборы, и призвал не торопиться в суждениях. По его словам, решение о реальном кандидате будет принято в декабре.
Новости партнеров
«Под Новый год подарочек будет, чтобы вы узнали, кто от них кандидат», — заявил Жириновский «Дождю».
Как известно, за бессменным лидером ЛДПР идет слава человека, через которого «сливают» самые радикальные варианты и сценарии, в которые на момент их озвучивания мало кто способен поверить. Впрочем, вопреки мифу, сбывается далеко не все. В конце концов, сам Жириновский заявил о намерении выдвигаться в качестве кандидата на выборах президента-2018 еще в марте, не став ждать декабря.
Однако характерно, что молчат коммунисты. От прошедшего в минувшие выходные съезда Компартии также ждали решения по кандидатуре на президентских выборах, но уже накануне стало известно, что эта тема обсуждаться не будет, опять же, до декабря. Сам Зюганов, отвечая на вопрос журналистов, сделал уклончивое заявление, дескать, выдвигаться готов, но партия еще не решила. Источники, знакомые с ситуацией внутри КПРФ, утверждают, что сейчас подбираются четыре кандидатуры для выдвижения. Решения стоит ждать до конца года.
Политолог Алексей Мухин увязывает нерешительность коммунистов на выборах с желанием как-то отличаться от определившейся со своим кандидатом ЛДПР, но также и с молчанием Кремля.
«Да, это выдает полную дезориентированность КПРФ относительно президентской кампании-2018. Они просто не знают, что делать в условиях, когда кремлевский кандидат сохраняет интригу. И я, кстати, не имею в виду Владимира Путина. Интрига сохраняется именно вокруг некого кремлевского кандидата. От этой фигуры будет зависеть, как будут вести себя остальные партии», – говорит Алексей Мухин.
Может показаться, что дезориентация наблюдается не только в КПРФ. По мнению социолога, кандидата политических наук, левого публициста Бориса Кагарлицкого, молчанием Кремля дезориентирована и партия власти, и несистемная оппозиция, и элиты, и буржуазия. Причина – начало реальной политической борьбы.
«В конечном счете, между оппозицией, «Единой Россией» нет политических различий, различия только в разделении труда: они выполняют разные функции, но являются частью единого механизма управления. Поэтому сейчас, когда началась реальная политическая борьба, они [парламентская оппозиция] оказываются не у дел», – говорит Кагарлицкий.
Новости партнеров
Массовой дезориентацией он объясняет такое новшество российской политики, как открытый и публичный суд между олигархом и несистемным оппозиционером, а также предваряющую суд пикировку в соцсетях, за которой наблюдают миллионы. Характерно, что выход олигарха Усманова в публичное поле в качестве противника Навального выдавил осужденного за мошенничество блогера в левый популизм, а это совсем не тот результат, которого ожидал Усманов или те силы, которые подсказали ему такой ход.
Журналист Константин Семин называет происходящее борьбой «миллионеров» и «миллиардеров», при этом, как бы эффектно ни выглядели в этом конфликте «миллиардеры», смотреться еще и выигрышно у них не получится.
«Мне кажется, что это борьба между «миллионерами» и «миллиардерами», ни Навальный, ни Усманов не являются ее единственными участниками. Это борьба фракций в нашем буржуазном сословии. Совершенно точно, что все эти иски и громкие заявления, которые мы наблюдаем, не пошли на пользу правящему миллиардерскому классу. Как бы спокойно и рассудительно ни выглядел миллиардер в видеообращениях, какой бы безупречной ни была его позиция, ситуация такова, что любые слова, произнесенные в свою защиту, на фоне обнищания населения и ненависти к любому олигарху, а даже уже и любому предпринимателю, будут не на пользу, а во вред», – говорит журналист.
Характерно, что заседание суда по иску Усманова к Навальному было назначено практически мгновенно и будто нарочно прошло в преддверии протестных митингов 12 июня. При этом гражданский суд по иску о защите чести и достоинства вдруг на ровном месте дал пас Навальному, постановив удалить ролик «Он вам не Димон», хотя Усманов в своем иске этого и не требовал. Какова в этой истории роль Усманова? Левый политик, экс-депутат Госдумы Дарья Митина, например, полагает, что Усманова просто «попросили» подкрепить свой иск видеообращениями.
«Качеcтвo видеoрoлика Усманoва гoвoрит o тoм, чтo егo пиар-oбслуга кoстьми легла, чтoбы этoгo гoлимoгo пoзoрища не пoявилoсь, oтгoваривала Хoзяина дo пoследнегo, а oн такoй: «Да пoшли вы все, пацаны же прoсят, надo!» – и пoпрoсил дoмрабoтницу снять егo на мoбильный телефoн, в чем был, пoтнoгo и злoгo, пoд стoлoм нoги в трениках и тапках», – комментировала она выход первого ролика олигарха.
Власть и крупная буржуазия так же дезориентированы, как и оппозиция, считает социолог Борис Кагарлицкий. Именно этим он объясняет происходящее.
«Когда люди дезориентированы, именно тогда объективные условия и тенденции наиболее быстро прокладывают себе дорогу. Ведь в таких ситуациях люди не следуют какому-то плану, а просто ориентируются на обстоятельства, а обстоятельства – всегда сила объективная. Поэтому ситуация, которая сложилась сейчас, кажется логичной», – говорит Кагарлицкий.
Он согласен с тем, что в столкновении Усманова с Навальным выигрывает скорее блогер. Этот конфликт создает Навальному образ «левака», усиливает его позиции и приносит ему новых сторонников.
Новости партнеров
«Пикировку Усманов-Навальный однозначно выигрывает Навальный, более того, Усманов создал Навальному целую когорту новых сторонников, которых бы не было, если бы Усманов не выступил так, как он выступил. Навальный даже не понимает, как мне кажется, как он будет обязан Усманову своим успехом, если тот все же случится. Усманов начал говорить, мол, ты, Навальный, подрываешь позиции российского бизнеса, ты тот самый Швондер, который хочет отнять у нас (даже не у меня) наши ресурсы и собственность. Усманов поставил Навального в позицию если не большевика, то эдакого Робин Гуда. В позицию, из которой сам Навальный хотел бы ускользнуть, потому что эта позиция Навальному классово чуждая, он не социалист, он даже не социал-демократ. С одной стороны, эта позиция объективно очень выгодна для Навального, но она для него и очень опасна, потому что противоречит взглядам его партнеров и спонсоров. Парадокс в том, что это единственная позиция, с которой он может начать выигрывать, и поэтому уйти с нее он не может», – говорит публицист.
Есть и другой фактор, свидетельствующий о дезориентации – движения в элитах. Речь даже не об уголовных делах крупных чиновников и недоказуемой борьбе за место преемника Владимира Путина, к которой сводят атаку на собянинскую реновацию или удары по Шойгу, Володину и Медведеву. Определенные признаки хаоса видны в поведении тех же олигархов. Упомянутый Усманов атакует Навального. Олег Дерипаска, по сообщениям СМИ, якобы ищет иммунитета на Западе. Фиксируется не только увеличение потока выводимых за рубеж средств, но и бегство самих собственников этих средств.
«Медиация Владимира Путина перестала работать так, как она работала. Раньше он был гарантом стабильности и обеспечивал медиацию между элитными группами и их компромисс, и именно это делало его реальным политическим лидером. Кстати, именно лидером, а не диктатором, как его изображают либералы или западные СМИ. А сейчас эта роль постепенно уменьшается. В ситуации, когда, с одной стороны, уменьшается эта роль медиатора, а с другой – он может еще спокойно уйти на пенсию, кто знает, что он выберет», – предполагает Кагарлицкий.
Тем временем, Владимир Путин значительно переключил свое внимание на внешнюю политику с внутренней. Складывается впечатление, что внутренняя политика отдана на откуп Администрации президента. Между тем, политологи, работавшие с АП раньше, утверждают, что за восемь месяцев работы обновленной команды ее представители провели с ними только одну-две встречи. Характерно, что за эти же восемь месяцев в АП успели несколько раз поменять тактику на президентских выборах: сначала всеми доступными способами доводили до регионов формулу «70% явки — 70% голосов», а потом по тем же каналам стали ее отрицать.
При этом, по словам Бориса Кагарлицкого, Владимир Путин вполне может прислушаться к тем, кто считает, что очередная рокировка – удачное решение.
«В 2008-м году вопрос ставился так, сможет ли Путин, уйдя со своего поста, получить хорошее место в Европе, – полагает Борис Кагарлицкий. – Собственно, вся рокировка со Шредером под это и делалась, когда тот получил место в «Газпроме». Тогда эту возможность закрыла для него серия скандалов в Европе. Сейчас ситуация другая – уход или переезд в Европу невозможен, однако выбор остается. Путин может спокойно жить в России, даже если его преемник вдруг не получит власть. При всех истериках либералов про Гаагу и суды, надо понимать, что их таких – меньшинство. А какой другой вариант? Идти на выборы и выигрывать, но в этом случае обратного пути уже нет», – говорит Борис Кагарлицкий.
По его словам, одна из ключевых задач российских элит – «замириться с Западом». Именно Владимир Путин этому мешает, в то время как победа Трампа над Клинтон, исповедовавшей тактику непримиримости по отношению к Кремлю, открыла для элитариев окно возможностей. По крайней мере, так могут рассуждать представители самих элит.
«Одна из ключевых задач российских элит – замириться с Западом, а Путин мешает. Однако, и западные политики до конца тоже не обезумели и могут позволить ему отойти в сторону, потому что пытаться добивать Россию просто-напросто рискованно. Да, с уходом Путина они теряют удобного врага для пропаганды. Но не все упирается в пропаганду, да и пик пропагандистской истерии ушел, кроме того, это можно и расписать как умеренную победу. Единства на Западе нет. В Штатах Трамп, а не Клинтон, пусть и Трамп мало что может и мало на что влияет, но все же и агрессивности Клинтон у Белого дома не будет», – говорит Кагарлицкий.
Опасность же сложившейся ситуации, по его словам, состоит прежде всего в том, что процесс принятия решения по кандидату от Кремля будет идти как минимум до осени, но осенью может обнаружиться, что ситуация стала необратимой и никакой свободы принятия решения уже нет. Все больше очков набирает несистемная оппозиция, которая провела уже несколько успешных политических акций, получила единственного лидера – блогера Навального, при этом противодействующие ему силы странным образом только усиливают его.
«Навальный, в конце концов, может мобилизовать огромный электорат. В России пока реально голосует 20% населения, если еще 20% выйдут голосовать – все изменится. Но выйдут они или нет, и попадет ли Навальный на выборы? Все это пока еще неочевидно, и все возможно. Дело тут в том, что если он соберет миллион подписей, а потом сможет вывести подписавшихся за него людей на улицы, то я думаю, более чем вероятно, что он будет зарегистрирован, а там уже эффект громкой победы будет работать на него. Но я хочу отметить, что я не предсказаниями занимаюсь, а прогнозами. Мне кажется, это просто одна из довольно логичных схем развития ситуации, только и всего», – говорит Кагарлицкий.
По мнению журналиста Константина Семина, сейчас происходящее в России напоминает украинские события.
«Тут можно провести параллель с Украиной. Там у Януковича не Навальный был, а ему казалось, что можно искусственно накачать поддержкой разных ручных фашистов, чтобы они казались большим злом по сравнению с «Партией регионов». Чем закончилась игра кошки с мышкой? Мышка просто откусила голову кошке. У кого-то во власти в России, видимо, есть ощущение, что из Навального можно создать какую-то удобную куклу, с помощью которой можно провести какие-то решения и сохранить стабильность. Но эти ожидания ложные. Плоха та кукла, которая не мечтает стать Карабасом-Барабасом», – говорит Семин.
Однако, он же отмечает, что так или иначе, кризиса избежать не получится, надо просто быть к нему готовым.
«Все это общий процесс, который вызван развивающимся кризисом капитализма. Хаосом я бы это, правда, не назвал. Вопрос в том, как мы войдем в эти противоречия, которые неминуемо будут нарастать, приводить к конфликтам и классовой борьбе. Будем ли мы вооружены теорией? Будем ли мы морально и психологически к этому готовы или же мы будем как щепки в потоке воды вращаться и подчиняться воле обстоятельств? У меня нет ощущения хаоса и воронки, в которую все засасывает. Даже некоторый паралич власти, эмиграция и бегство капитала за границу – лишь часть общего процесса. Как известно из народных поговорок, просто так в природе даже прыщ не вскакивает», – подытоживает журналист.