«Только что вернулся из Европы. Поездка была потрясающе успешной для Америки. Трудная работа, но большие результаты», – написал Дональд Трамп в «Твиттере», как только проснулся после возвращения домой с Сицилии.
Трудно судить, восприняли ли его сторонники эту запись с ликованием.
Новости партнеров
Зато участники съезда ХСС в Мюнхене встретили заявление Ангелы Меркель бурными овациями: «Времена, когда мы могли полностью положиться на других, почти прошли. Я лично почувствовала это в последние дни. Мы, европейцы, должны взять нашу судьбу в собственные руки. Конечно, дружба с США и Великобританией должна остаться. Но мы должны знать, что мы должны бороться за свою судьбу сами». Каждый присутствующий знал, что она говорит о необходимости освободиться от чрезмерно нахрапистого контроля США и каждый приветствовал эти слова аплодисментами.
Для немцев имеет немалое значение, в какой форме Ангела Меркель оформила подведение итогов безусловно неудачного визита Дональда Трампа в Европу. Это можно было сделать по-разному. Однако мамочка не стала церемониться и была настолько безжалостной, насколько позволяли правила приличия в рамках «нерушимого трансатлантического единства». После её заявления в немецкой блогосфере замелькало словечко fusstritt – пинок, которым немцы обозначают подобный способ проводов гостя.
Другого и быть не могло.
Дональд Трамп не постеснялся разговаривать с сильнейшей нацией Европы свысока, явно давая понять, что немцам положено выполнять его команды. В общем, это так всегда и было, хотя в более цивилизованных формах. За несколько десятилетий интенсивных отношений с США «хороший тон» вошел у европейцев в привычку – и тут такой пассаж! Тем более что Трамп повёл себя так на переговорах, к которым немцы готовились очень тщательно. Немецкие власти можно обвинять во многом, но только не в непродуманности политики. И когда в ответ на основательно разработанные предложения в области международной торговли и защиты окружающей среды звучит пренебрежительный ответ «мне это не надо», возникает сначала скрытая, а затем явная реакция возмущения. Эту реакцию Ангела Меркель начала демонстрировать ещё « по ходу пьесы» в Брюсселе, когда речь шла об оборонительной политике. В комментариях к саммиту НАТО в Брюсселе BBC пишет: «Американцы хотят, чтобы НАТО присоединилось к коалиции против ИГИЛ как организация. Большинство из ее членов уже сидят за столом. Похоже, план состоит в том, чтобы натовские системы предупреждения и контроля, а также самолеты дозаправки играли более активную роль в этой войне. Во всяком случае, в некоторых штабах на европейском конце альянса возникают опасения – а к чему это может привести? Не втянется ли НАТО в заваруху постконфликтного Ирака или даже в Ливию так же, как оно оказалось в Афганистане?
Для Ангелы Меркель тема участия бундесвера в военных операциях блока болезненна, и предложение Трампа всем блоком вступить в коалицию, от которого европейцы не смогли отказаться, едва ли её обрадовало. Приближаются федеральные выборы, и её противники не преминут поднять данный вопрос . А главное, много ли резону в таком шаге? Для немцев ответ совсем не очевиден.
Ещё более нелепым для них выглядит требование американского президента повысить оборонные расходы каждого государства — участника до 2% от ВВП. Германия уже подняла военные расходы в 2016 году на 2 млрд. евро и достигла 37 миллиардов, чего ей вполне достаточно для покрытия всех военных нужд. Однако это составляет только 1,2% от ВВП. Требования Трампа продолжать увеличение военных расходов лишь потому, что это когда-то было решено в рамках блока, но не соответствует сегодняшним интересам Германии, не может не бесить немцев. А тот факт, что в качестве примера Трамп приводит непомерные военные расходы США, вызывает ещё большее раздражение. Германия не намерена затевать военные авантюры по всему миру, и ей расходы в подобных пропорциях к бюджету просто не нужны.
И уж совершенно неприемлемым немцы считают весьма небрежное отношение Трампа к статье 5 Устава НАТО о совместной обороне. Из выступления американского президента на саммите в Брюсселе они поняли, что тот увязывает вопрос о совместной обороне с выполнением другими участниками его собственных требований. Однако Устав был написан не для того, чтобы какой-то президент, даже американский, менял его по своему усмотрению. Для склада ума немцев формула «во всём должен быть порядок» незыблема. И когда порядок нарушается даже в Уставе НАТО, это переполняет чашу их терпения.
Новости партнеров
Обобщая итоги поездки Трампа в Европу, эксперт по трансатлантическим отношениям университета в Регенсбурге Штефан Бирлинг (Stephan Bierling) пишет: «Вера в общие ценности поколеблена администрацией Трампа. После инаугурации все в Европе надеялись, что Трамп станет более умеренным и будет принимать во внимание позицию G7 и НАТО. Однако случилось противоположное. Создается впечатление, что он продолжает бороться за победу в избирательной кампании».
Поэтому у рядовых немцев возникло вполне естественное желание выпроводить такого бесцеремонного гостя с помощью fusstritt. Ангела Меркель это тонко почувствовала – и сделала. После её заявлений пресса наводнилась рассуждениями о том, что подобного кризиса в трансатлантических отношениях не было с 1945 года. Это, безусловно, преувеличение. О кризисе речь пока не идёт, но определенные изменения обозначились. Как пишет Клифф Капчан из Евразийской аналитической группы, «…Трамп создает крупнейшее столкновение с Европой со времен Второй мировой войны и ослабляет позиции США. Если, например, ядерная сделка с Ираном начнет рушиться, вполне может получиться так, что Европа окажется не на стороне США».
Пока что о том, насколько далеко зайдет дело, рассуждают политологи. А мамочка получила блестящую возможность показать высокий класс политической игры и набрать очки как на немецком, так и на общеевропейском поле. Это уже видно из её бурного альянса с Эмманюэлем Макроном, который тут же подхватил игру и предлагает «военное сотрудничество, чтобы усилить европейскую оборонительную инициативу». По мнению аналитиков, это должно означать обеспечение собственных оборонных возможностей за пределами блока, в котором командуют США.
Обращают на себя и заявления Ангелы Меркель о необходимости поддерживать хорошие отношения «даже с Россией настолько, насколько это будет возможным».
Почему бы и нет, если в результате конфликта с главным (бывшим?) партнёром возникает свобода рук?