Главной угрозой для России является вовсе не НАТО, а «процветающий Европейский союз». К таким выводам пришёл научный сотрудник Центра новой американской безопасности Уильям Макгенри. По его мнению, контраст между экономически успешным ЕС и падающим уровнем жизни в России рано или поздно спровоцирует прозападную «цветную революцию» в нашей стране. Именно для того, чтобы не допустить такого развития ситуации, Кремль разнообразными способами пытается подорвать единство европейских государств, считает политолог.
Главным стратегическим конкурентом в Кремле считают не НАТО, а Европейский союз, пишет для The Hill Уильям Макгенри.
Новости партнеров
Этого, по мнению автора, часто не замечает политическое руководство в Вашингтоне, которое больше внимания уделяет «действиям России в Сирии и на Украине», а также «российскому вмешательству» в американские выборы. Но Америка должна заниматься не только этим — она должна защитить ЕС от «вмешательства» России и её разрушительного влияния, утверждает Макгенри в своей статье.
По мнению автора, уровень жизни в России будет только падать и в конечном итоге поразительный контраст между «процветающим ЕС» и Россией станет причиной внутренней нестабильности. Поэтому чем ближе ЕС к границам России, тем больше в Кремле опасаются «прозападных «цветных революций».
Именно поэтому Москва тратит серьёзные ресурсы — как в военном, так и в политическом плане — на ослабление ЕС. Действуя в этом направлении, Кремль поддерживает евроскептиков и финансирует информационные кампании против единого ЕС. Сюда же, по мнению Макгенри, можно отнести и «вторжение» России на Украину, которое Москва осуществила в целях остановить экспансию ЕС.
По мнению Макгенри, политическому руководству в Вашингтоне стоит сконцентрироваться на поддержке ЕС.
— Политология — специфическая и нередко ангажированная сфера, — комментирует руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Умозаключения политологов, кроме того, что зачастую необъективны, так порой ещё и намеренно не объективны. Поэтому так часто не совпадают различные гипотезы экспертов и реальность. Данные выкладки Уильяма Макгенри — не исключение.
Россия никоим образом не опасается Европейского союза. Проблема в том, что, вопреки ожиданиям, Россия после распада СССР оказалась вытесненной из общеевропейского процесса. Раньше Советский Союз, так или иначе, влиял на ситуацию в Восточной Европе, взаимодействовал с Западной Европой. Потом нас оттеснили от интеграционных процессов внутри Европы. А главное, что так называемая евроатлантическая безопасность на базе НАТО выстраивалась и продолжает выстраиваться абсолютно без учёта наших интересов. Это не может не затрагивать нашей национальной безопасности. Кроме того, и НАТО, и ЕС проводят активную политику экспансии, стремясь укрепить своё влияние на постсоветском пространстве. Россия, естественно, воспринимает это крайне болезненно, поскольку видит здесь угрозу своим национальным интересам.
— Между тем, в России действительно нередко кивают на то, что уровень жизни в Европе выше. Оранжевая революция на Украине как раз сработала под лозунгом приобщения к европейскому уровню жизни. Не может ли чего-то подобного получиться и у нас?
Новости партнеров
— Уровень жизнь в Европе действительно выше, чем в России. Впрочем, так было и сто, и сто пятьдесят лет назад, и «при царе», и при советской власти.
В этом смысле Европа, особенно Западная представляет для России определённый вызов, поскольку сравнение здесь не в пользу нашей страны. Но это не значит, что Россия разрабатывает «хитрый план», как бы нам расколоть Европу и понизить уровень жизни в Германии до среднероссийского.
Россия сейчас действительно находится в сложном экономическом положении, ситуация усложняется. На примере целого ряда стран мы видели, что социально-экономические проблемы действительно могут привести к социальному взрыву и смене правящего режима. Так было на Украине, в Грузии, Киргизии и так далее. Однако в России несколько иная ситуация, и я не стал бы говорить, что в ближайшие годы у нас возможен «майдан». Предпосылок для этого нет. Хотя в политике, как ни в какой иной сфере, актуально выражение: никогда не говори никогда. Особенно, если это касается России. Поэтому российскому руководство необходимо сделать вывод, что развитие собственной экономики, улучшение условий жизни россиян — главный приоритет. Пока же у нас сохраняется перекос в сторону внешней политики, где мы якобы действуем крайне успешно.
Вообще, Россия жизненно заинтересована в том, чтобы развивать сотрудничество с Евросоюзом. Не случайно именно Москва выдвигает концепцию интеграции ЕС и Евразийского Союза. Говорим о необходимости нормализации отношений между Россией и Западом. Россия в этом жизненно заинтересована. Многие программы наших экономических реформ трудно осуществимы без тесного сотрудничества с Западом. Хочу подчеркнуть, что Россия нисколько не опасается Евросоюза. Совсем недавно во время визита президента Италии Серджо Маттарелла в Россию Владимир Путин в очередной раз подтвердил, что мы заинтересованы в развитии отношений с ЕС.
— Почему и зачем вообще Россию начали обвинять в том, что она, дескать, вмешивается в избирательные кампании в различных странах?
— Нельзя забывать, что по факту, мы находимся в состоянии холодной войны с Западом. А эта война неотделима от войны информационной. Ясно, что на Западе пытаются создать как можно более отрицательный образ России, своего противника в этой войне. Именно нас пытаются представить как агрессора, который вмешивается в дела других стран. Парадокс ситуации в том, что Запад сам вмешивается в политические процессы в других странах, спонсируя те же самые цветные революции. А обвиняет в этом Россию по принципу: «в чужом глазу». Дело в том, что даже если бы Россия захотела влиять на внутриполитическую ситуацию в США и ЕС, у нас для этого практически нет сколько-нибудь эффективных рычагов. Мы не смогли бы влиять на исход выборов в США или Франции, даже если бы у нас было такое желание.
С одной стороны на Западе в СМИ говорят о том, что у России слабая экономика, что мы ничего не можем, а с другой стороны, рисуют из нас этакого монстра, который делает в международных делах всё, что хочет. Тут у наших западных коллег концы с концами не сходятся.
— Учитывая, что с Западом у нас традиционно не получается наладить отношения, может быть стоит сконцентрировать усилия на то, чтобы прорубить окно теперь в Азию, особенно в Юго-Восточную Азию, где сейчас наблюдается бурное экономическое развитие?
Новости партнеров
— Одно другому не мешает. Мы должны проводить как можно более активную политику на азиатском направлении. Надо развивать сотрудничество не только с Китаем. Но и с Южной и Северной Кореей, странами АСЕАН. Однако подобное сотрудничество нам не сможет полностью компенсировать разрыв с Западом. Современные технологии, наиболее эффективное оборудование мы можем получить только на Западе. Под Западом я имею в виду и Японию, входящую в коллективный Запад. Азиатские страны — большой рынок сбыта, но нам, по большому счёту, мало что есть предложить этим странам в качестве товара. В этом плане очень показателен пример Ирана. Смотрите, как только сняли основные санкции с этой страны, Иран развернулся в экономическом отношении не столько в сторону Китая и России, сколько в сторону США и ЕС. Это о многом говорит. За последние 30 лет у нас нет заметных прорывов в сфере высоких технологий, у нас деградировала промышленность. И ввязавшись в тяжёлую борьбу с Западом, мы имеем слабые тылы. Мне кажется, наше руководство начинает это понемногу понимать и предпринимает попытки нормализовать отношения с Западом.