Президент США Дональд Трамп создает исламский альянс против Сирии и Ирана
Президент США Дональд Трамп совершает свое первое зарубежное турне, начавшееся с посещения Саудовской Аравии — ключевого американского союзника на Ближнем Востоке. Столкнувшись со все более серьезными проблемами дома, глава Белого дома пытается перехватить инициативу у своих оппонентов, добиваясь прорыва в арабском и исламском мире. Достижению этой цели призваны помочь подписанные в Эр-Рияде рекордные контракты на сотни миллиардов долларов и обсуждение плана «арабского НАТО» — патронируемого США военно-политического альянса, направленного против Сирии и Ирана. Важнейшая международная инициатива Дональда Трампа радикально меняет расклад сил в стратегически важном регионе, создавая новую угрозу союзникам Москвы — Дамаску и Тегерану.
Дональд Аравийский
Новости партнеров
Начавшееся в минувшую субботу марафонское зарубежное турне президента США Дональда Трампа, после своей январской инаугурации ни разу не выезжавшего из страны, продлится девять дней — до конца мая, и будет включать в себя пять пунктов.
После Саудовской Аравии глава Белого дома отправится в Израиль и Палестину, где проведет отдельные встречи с израильским премьером Биньямином Нетаньяху и главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом.
Вторая, европейская часть турне начнется с аудиенции у папы римского Франциска в Ватикане, продолжится в Брюсселе на саммите НАТО, где у Дональда Трампа также запланирован рабочий обед с новым президентом Франции Эмманюэлем Макроном, и наконец, завершится в конце мая на саммите лидеров стран G7 (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, Канада) на Сицилии.
Несмотря на активные контакты с зарубежными лидерами (после вступления в должность Дональд Трамп успел принять в Белом доме 16 гостей, включая главу МИД РФ Сергея Лаврова, и провел 76 телефонных переговоров с 43 главами государств и правительств), в первые месяцы своего правления новый президент США избегал «выездных матчей». Это обусловлено как отсутствием у него опыта зарубежных визитов, так и напряженной внутриполитической ситуацией в США — развязанной против Дональда Трампа беспрецедентной кампанией, не только не стихающей, но и набирающей обороты.
Покинув Вашингтон в непростой для него момент, когда оппоненты усиливают давление на президента, пытаясь найти «российский след» в его деятельности, Дональд Трамп ищет точку опоры и аргументы в свою пользу за тысячи километров от США.
В этой ситуации визит в Эр-Рияд стал для главы Белого дома первыми международными смотринами, в которых приняли участие король Саудовской Аравии Сальман, его сын, министр обороны принц Мухаммед бен Сальман, а также главы более чем 40 арабских и исламских государств.
От любви до ненависти
Новости партнеров
Неожиданный выбор Саудовской Аравии, одного из лидеров арабского и исламского мира, в качестве первой страны для зарубежного визита подтвердил репутацию Дональда Трампа как самого непредсказуемого президента США, способного в зависимости от обстоятельств радикально менять свою позицию.
Напомним, что одним из своих первых решений Дональд Трамп резко ужесточил иммиграционные правила для граждан ряда арабских и исламских государств, въезжающих в США, чем вызвал волну недовольства в мусульманском мире. Что касается Саудовской Аравии, то в ходе избирательной кампании он отзывался о ней критически, однажды дав понять, что без поддержки США королевство долго бы не просуществовало.
Однако в Эр-Рияде перед членами саудовской королевской семьи и лидерами исламского мира предстал совершенно другой Дональд Трамп. «Это был потрясающий день. Для США это потрясающие инвестиции»,— заявил по итогам встреч в Эр-Рияде президент Трамп, сообщив, что «США получат сотни миллиардов долларов в качестве инвестиций и много-много рабочих мест».
Новый президент США и сопровождающий его в поездке госсекретарь Рекс Тиллерсон продемонстрировали решимость не только начать перезагрузку с мусульманским государствами, но и превзойти предыдущего главу Белого дома Барака Обаму, также пытавшегося помириться с исламским миром после войн в Афганистане и Ираке, которые вел Джордж Буш-младший.
Парадоксально, но основой для нового альянса США с исламским миром становится идея противостояния с одним из ведущих мусульманских государств — шиитским Ираном, находящимся в состоянии хронического конфликта с лидером суннитов — Саудовской Аравией.
Комментируя подписанные в ходе визита меморандум, предусматривающий поставки Саудовской Аравии американских вооружений на астрономическую сумму $350 млрд в течение десяти лет, а также оборонный контракт на почти $110 млрд, Рекс Тиллерсон пояснил: «Поставки военного оборудования и услуг отвечают долгосрочным задачам обеспечения безопасности Саудовской Аравии и всего Персидского залива, особенно в свете зловещего иранского влияния и связанных с Ираном угроз по всему периметру саудовских границ».
Особое внимание в военно-техническом сотрудничестве двух стран будет уделено развитию и модернизации саудовских систем ПВО, сил ВМС, поставкам новейших образцов американской бронетехники и налаживанию производства современных вооружений в Саудовской Аравии. В связи с этим визит Дональда Трампа в Эр-Рияд Рекс Тиллерсон назвал «историческим днем, который станет поворотным моментом в отношениях США с арабским и исламским миром».
Одно НАТО хорошо, а два лучше
Новости партнеров
Несущей конструкцией архитектуры новой безопасности в стратегически важном регионе официальные представители Белого дома называют создаваемый новый военно-политический альянс, который в Вашингтоне уже окрестили «арабским НАТО». Лидером альянса должна стать Саудовская Аравия, ключевую роль в нем также сыграют Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Иордания. США выступят в роли организатора, не входя при этом в блок.
Помимо непосредственно арабских государств «арабское НАТО», по замыслу его создателей, должно включать в себя более широкий круг стран суннитского лагеря. Так, во вчерашней встрече с Дональдом Трампом в Эр-Рияде помимо лидеров Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) принял участие премьер ядерного Пакистана Наваз Шариф. Всего, как ожидается, в «арабское НАТО» войдут более 40 государств.
Между тем важнейшая международная инициатива Дональда Трампа, озвученная в Эр-Рияде, радикально меняет расклад сил в стратегически важном регионе, создавая новую потенциальную угрозу союзникам Москвы — Тегерану и сирийскому режиму президента Асада.
Весьма символично, что до своей первой встречи с российским президентом Владимиром Путиным Дональд Трамп успеет не только выступить архитектором «арабского НАТО», но и встретиться с западными союзниками по Североатлантическому альянсу. Встречи в Эр-Рияде и Брюсселе могут ограничить поле для взаимодействия между президентами Путиным и Трампом, поставив их по разные стороны баррикад.