В последние дни появляется всё больше высказываний украинских политологов о том, что в обществе зреет «антимайданный перелом».
16 мая киевский политолог Михаил Погребинский заявил, что массовые манифестации на Украине 9 мая и жесткая реакция на попытки праворадикалов сорвать День Победы вызвали испуг украинских националистов, они ощущают перелом в массовом сознании населения.
Новости партнеров
В этом же ключе высказался и директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Он считает, что указы президента президента Украины Петра Порошенко о блокировке сайтов и запрет Верховной Радой георгиевской ленты появились неспроста и являются технологией власти.
По его словам, киевский режим таким образом отвлёк внимание общества от «урезания субсидий, принятия законопроектов, усложняющих жизнь людям» и прочих неприятных вещей.
«Это первая причина. Вторая в том, что во вторник Верховная Рада собралась впервые после 9 мая, после „Бессмертного полка“ в Киеве и после событий в Днепре, которые разбалансировали идеальную картину мира власти. Решение по георгиевским ленточкам и соцсетям — это реверанс правым радикалам. Власть боится потерять поддержку правых и вынуждена заручиться их поддержкой. Кроме того, власти опасаются роста антимайданных настроений — большой потенциал этого показало 9 мая», — подчеркнул политолог.
«Последние три года показали, что предвыборный лозунг Порошенко „Жить по-новому“ означает обнищание народа, цензуру и рост тарифов», — об этом с трибуны Верховной Рады заявил 17 мая депутат Нестор Шуфрич.
При этом он, обращаясь к депутатам-майданщикам, заявил, что вскоре они «исчезнут, как роса на солнце».
Причём парламентарий «хочет верить», что произойдёт это уже в 2017 или 2018 году. «Всё запретить невозможно — люди поднимутся и скажут свое слово», — заявил Шуфрич.
— Я бы не стал выдавать желаемое за действительное. Киевский режим, к сожалению, несмотря на все его преступные действия, продолжает опираться на поддержку Запада, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — В этих условиях Порошенко и его команда считают, что руки у них развязаны. Посмотрите, даже резкое ограничение свободы интернета на Украине не взывало абсолютно никакой негативной реакции на Западе. Мало того, представитель НАТО заявил, что это был обоснованный шаг в условиях противостояния с Россией. Да, недовольство властью «майданщиков» на Украине зреет. Но в Киеве уверены, что Запад одобрит любые действия власти по подавлению этого режима, включая повторение «одесской Хатыни». Люди, которые в своё время выступали за интеграцию с Россией, голосуя за «Партию регионов», которые были против прославления бандеровцев, эти люди никуда не делись. Просто они запуганы.
Новости партнеров
Да, мы видим, что в этом году 9 мая на Украине было сделано послабление, людям дали выйти на улицы. И то, я связываю это с тем, что в Киеве было много не ангажированных журналистов со всего мира, которые могли «что-нибудь не то написать». Поэтому не дали разгуляться радикалам. Но посмотрите, сразу после этого из силовых структур жёстко уволили всех, кто позволил себе проявить своё отношение к этим радикалам. Поэтому говорить, что в ближайшее время «волна народного недовольства сметёт режим Порошенко», я бы не стал. Порошенко понимает, что стихийное недовольство людей он всегда может подавить, а вот организованный протест представляет опасность. Поэтому его душат в зачатках самым решительным образом. Пока им это удаётся.
— А тех, кто продолжает поддерживать нынешний курс власти, не смущает, что жить на Украине всё труднее и беднее?
— Подавляющее большинство людей не задумываются глубоко о причинах положения, в котором оказалась страна. Им дали мечту, что их возьмут в Европу. Ну да, со вступлением в Евросоюз не получилось, но зато получилось с «безвизом». Когда начнут депортировать из Европы тех, кто попытается устроиться там на работу, имея туристическую визу, наступит новая волна разочарования. Но пока есть время порадоваться, что «Запад с нами». Надо понимать, что людей убеждали, что жизнь есть только на Западе, на протяжении десятилетий, в том числе при Януковиче. Это убеждение теперь глубоко сидит в украинцах, даже несмотря на очевидные факты, что Европа не собирается устраивать в «незалежной» красивую жизнь.
— Рост антимайданных настроений это просто разочарование новой властью и её прозападным курсом, — считает политолог Станислав Бышок. — В первую очередь потому, что уровень жизни на Украине после «революции гидности» у большинства населения серьёзно упал. Но это разочарование не означает автоматического роста пророссийских настроений.
Проблема вялотекущего протеста против нынешних киевских властей в том, что у него нет явных лидеров и положительной программы. Те, кто делал переворот в 2014 году, как минимум, умели убедить население, что после свержения Януковича «всем будет счастье», Европа поможет, у нас будет европейское качество жизни и т. д. И многие люди в это поверили. Другое дело, что ничего этого не сбылось, но те, кто захватывал власть, своих целей добились. Сейчас же разочарование режимом Порошенко не воплощается в какие-то оформленные программы по смене курса страны. Мало того, судя по соцопросам, шансы стать новым президентом Украины имеет Юлия Тимошенко. А она от действующего украинского президента ничем особенно не отличается, как в плане политической линии, так и в плане личной порядочности. Единственное, что Тимошенко никак не участвовала во власти после победы Майдана.
— Возможно ли, что после трёх лет пропаганды и войны в Донбассе, на Украине произойдёт рост пророссийских настроений?
— Чтобы это произошло, должна работать та страна, которая заинтересована в этом. Я наблюдал, как на Украине шли процессы задолго до переворота в феврале 2014 года. С одной стороны, так называемые пророссийские структуры эпохи позднего Януковича были весьма формальными, не проводили серьёзной работы. Мало того, их лидеры часто лицемерили: в Москве говорили одно, в Киеве другое. На деле никакой серьёзной работы на интеграцию с Россией не проводилось. А вот НКО, работавшие на западные деньги, действовали в течение десятилетий куда более эффективно. В нынешней ситуации России ещё труднее будет использовать на Украине «мягкую силу», поскольку политический класс там настроен по большей части антироссийски. В любом случае, там необходима длительная работа на всех уровнях для того, чтобы отношение к России начало меняться у большинства украинцев в положительную сторону. Пока я такой работы не вижу.
— С другой стороны, мы видим, что всё больше людей приходят 2 мая на Куликово поле в Одессе с цветами. Даже в Верховной Раде звучат предостережения «майданутым»…
Новости партнеров
— Что касается 2-го мая и 9-го мая, то надо помнить, что у людей, активно проявивших свою гражданскую позицию весной 2014 года, остаётся определённая обида на Россию, которая оставила их один на один с киевской хунтой и стоящим за ней Западом. У людей, поминающих павших в Одессе и Донбассе, есть немой укор в отношении России.
— То есть прозападный вектор на Украине сохранится или даже усилится?
— Я вполне допускаю, что Порошенко переизберут на второй срок. Мы видим, что нынешний президент Украины не осуществляет обещанной регионализации страны. И даже не из боязни сепаратизма, а потому, что хочет сохранить административный ресурс в этих самых регионах, для будущих выборов. Пока я не вижу тенденций для радикального изменения ситуации на Украине в перспективе ближайших двух лет.