Турецкие спецслужбы сообщили о планах нападения террористической организации «Исламское государство» на российские военные корабли, проходящие через Босфор, сообщает издание Haberturk.
По данным СМИ, террористы могут произвести обстрел кораблей из ракетных установок.
Новости партнеров
Отмечается, что полиция Стамбула приняла ряд мер для повышения безопасности, в частности, взяла под наблюдение более сотни точек, откуда может быть произведен обстрел кораблей. Также катера полиции контролируют прохождение судов.
Издание отмечает, что военный корабль ВМФ России «Цезарь Куников» 15 мая прошел через Босфор в сопровождении катеров береговой охраны.
Насколько реальна угроза, о которой заявляют турецкие спецслужбы?
— На Босфоре создали 146 точек безопасности, — говорит руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев. — В их работе принимают участие не только военные и полиция, но и спецслужбы. Это не надуманная угроза. В Турции остаётся достаточно много радикалов с оружием в руках. Особенно в Стамбуле. И как ни удивительно, именно европейская часть этого города представляет наибольшую террористическую опасность. И беспрецедентные меры безопасности принимаются именно в отношении российских судов, поскольку Турция сейчас крайне не заинтересована в каких-либо инцидентах, которые могли бы испортить отношения с Россией. Совсем недавно, как мы помним, в Турции был убит наш посол, до этого — сбит самолёт.
— То есть турки в данном случае не преследуют цели немного «поработать на публику», показать, как они заботятся о безопасности России?
— Я уверен, что нет. Они совершенно искренне хотят не допустить трагического инцидента. Представьте, достаточно одного попадания из ПЗРК в нужное место, чтобы сдетонировал боезапас на корабле.
В целом, Эрдоган совершенно не заинтересован в том, чтобы ему опять пришлось оправдываться, объясняя, почему он не может усмирить террористов. Особенно накануне очередного курортного сезона.
Новости партнеров
Парадокс политических коллизий России и Турции в том, что теперь нам гораздо больше есть, что терять во взаимоотношениях, чем до кризиса, связанного со сбитым российским истребителем. Теперь мы, помимо экономики, связаны и астанинским процессом по урегулированию в Сирии. Турки прекрасно понимают, что очередной инцидент может не лучшим образом сказаться и на договорённостях с Россией по Сирии.
— Я считаю, что у ИГ нет ракет дальнего действия, — говорит военный эксперт Александр Широкорад. — Поэтому информация о том, что российским боевым кораблям может угрожать именно удар такими ракетами — полнейшая чушь. Даже те страны, которые тайно поддерживают эту запрещённую исламистскую организацию, не решатся поставлять ей столь серьёзное оружие, поскольку в случае всплытия данного факта, международная реакция будет весьма жёсткой.
Конечно, совсем террористическую угрозу исключать нельзя. Террористы, как они уже делали это, могут погрузить взрывчатку в резиновую лодку или катер со смертниками и врезаться в борт нашего корабля. Можно с проходящего мимо сухогруза нанести удар неуправляемой ракетой с близкого расстояния. В частности из американской противотанковой установки ТОУ. В принципе, можно нанести удар и с берега, поскольку такие установки бьют на расстояния до 8 километров, а ширина пролива Босфор не больше 6 километров. Конечно, корабль таким оружием не потопишь, но вполне можно нанести серьёзные повреждения, само собой и человеческие жертвы возможны, если ракета упадёт на палубу. Но потопить боевой корабль у террористов практически нет шансов.
— Почему же турки заявили о серьёзной угрозе, подняли на ноги спецслужбы, подняли в воздух вертолёты и т. д.
— Всё же в проливах корабли более уязвимы, чем в море. Кроме того, не так давно произошёл инцидент с российским разведывательным катером, который затонул при столкновении с турецким судном. Поэтому турки стараются, чтобы инциденты не повторялись. Они понимают, что сейчас многие стороны заинтересованы в том, чтобы поссорить Россию и Турцию, или хотя бы бросить новую тень на отношения двух стран. Включая, кстати, турецких курдов.
Кроме того, турки не хотели бы, чтобы вставал вопрос о том, насколько эффективно они могут обеспечить безопасность судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы. Поскольку следующим будет вопрос — а почему именно Турция сохраняет юрисдикцию над проливами. Не стоит ли придать им международный статус.
— Босфор — территория подконтрольная Турции. Представить, что к проливу можно скрытно подкатить ракетную установку, способную потопить корабль — из области фантастики, — считает политолог и блогер Анатолий Эль-Мюрид. — Поэтому я думаю, что в данном случае мы имеем дело с некими намёками. Что России, дескать, надо быть сговорчивее.
— Что вы имеете в виду?
Новости партнеров
— Турки предупреждают о некой угрозе, намекая, что они эту угрозу сами могут организовать.
— Зачем им это надо сейчас?
— У России и Турции, на самом деле, много противоречий, которые не афишируются. В частности, наши военные вместе с военными Башара Асада недавно вошли в сирийский город Африн, недалеко от границы Турции. Это вызвало неудовольствие Эрдогана, поскольку данная территория населена курдами, которых мы, таким образом, фактически защитили от турок. Я не говорю, что именно это событие повлияло на заявление турецких спецслужб, но явно, что не угроза ИГ вызвала все эти показательные действия на Босфоре.