Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны – действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Обстановку в Сирии довольно-таки отчетливо характеризует недавний случай, произошедший с группой российских спецназовцев. Они великолепно продемонстрировали, что значит умело вести активный оборонительный бой. Небольшая группа, которую по численности можно приравнять к половине мотострелкового взвода, успешно остановила продвижение противника численностью до батальона, доказав, что воюют не числом, а умением. Судя по рассказам наших бойцов, сирийские военные, мягко говоря, оказались не на высоте. Это уму непостижимо, как могут силы регулярной армии оставить вверенную им линию обороны, едва завидев наступающего противника. И то, что после их отхода небольшая группа российских военных на оставленных сирийцами позициях принимает неравный бой и наносит превосходящему по численности противнику поражение, значит только одно – сирийская армия по-прежнему недисциплинированна, плохо управляема и, следовательно, – небоеспособна. А самое неприятное состоит в том, что она необучаема.
Новости партнеров
Тот же случай показал, что российским ВКС приходится наносить удары по ничтожным целям. Спецназ, рискуя жизнью, работает в прифронтовой зоне противника, наводит авиацию на цели, а в результате авиаудара уничтожено всего лишь: три танка, одна батарея РСЗО, два склада (судя по всему, небольшие по объему, поскольку находились на передовой) и другая мелочь. С этим, по идее, должна стравляться сирийская армейская авиация, тем более что у боевых формирований Джебхат ан-Нусра (террористическая организация, запрещена в России) нет своей авиации и Дамаск имеет полное господство в воздухе.
В субботу 6 мая в Сирии вступило в силу соглашение, подписанное Россией, Ираном и Турцией на переговорах в Астане, – о создании четырех зон безопасности. Прошла лишь неделя, но в связи с этими зонами уже есть одна большая проблема. И это только начало. Израиль заявил, что зоны безопасности в Сирии его не касаются, работа его авиации продолжится, и сирийские (а возможно, и российские) средства ПВО он будет уничтожать. В то же время Иерусалим дал положительную оценку созданию таких зон в южной части Сирии, на территориях, прилегающих к израильской и иорданской границам.
На сайте новостного канала Al Jazeera опубликована информация о проведении военных учений под кодовым названием Eager Lion («Жадный лев») на территории Иордании, вблизи сирийских границ. Эти маневры проводятся уже седьмой год кряду, но именно сейчас многие так называемые военные эксперты сделали предположение, что участники учений – американцы, иорданцы, англичане и прочие – на самом деле готовят вторжение на территорию сирийской провинции Дераа, которая, кстати, объявлена зоной безопасности. По мнению все тех же экспертов, предлогом для интервенции будет инспирация вторжения формирований Исламского государства (ИГ, запрещено в России) на территорию Иордании. К этому сообщению можно отнестись скептически, но, как говорят на Руси, – нет дыма без огня. Речь не о возможности организации такого вторжения, именно сейчас и именно в Дераа, а о том, что, похоже, Вашингтон все же планирует нечто подобное. Америка наверняка недовольна новой российской инициативой, направленной на создание зон безопасности в Сирии, и, бесспорно, предпримет какие-то шаги, чтобы эта инициатива не состоялась. Ракетный удар по авиабазе Шайрат, мартовская активизация действий вооруженных формирований так называемой умеренной оппозиции (пользующейся поддержкой Запада) против войск Башара Асада свидетельствуют о серьезных намерениях США продолжить борьбу с Москвой, Дамаском и Тегераном за Сирию.