Разочарование Киева, вызванное победой на президентских выборах Дональда Трампа, сменилось попытками добиться поддержки уже от новой администрации. Этому способствует политическое противостояние внутри США, в котором Трампу приходится доказывать истеблишменту свой «проамериканский» курс. В этих условиях российско-украинский кризис становится полем для новой фазы дипломатической игры, в которой Киев торопится опередить Москву и «присягнуть» новому американскому президенту.
Минувшей ночью в Белом доме, вскоре после встречи с Сергеем Лавровым, Трамп принял министра иностранных дел Украины Павла Климкина. В переговорах также участвовал посол Украины в США Валерий Чалый. Встрече предшествовала беседа Климкина с вице-президентом США Майклом Пенсом, который выразил «неоспоримую поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины». Пенс по-прежнему считает, что минские соглашения «остаются наиболее реальным способом продвижения к миру» в этой стране.
Новости партнеров
«Это четкий сигнал поддержки народа Украины и украинской диаспоре Америки», — прокомментировал факт встречи в Белом доме посол Чалый. Более развернуто высказался бывший генконсул Украины в Эдинбурге и Стамбуле, председатель правления фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко. «Не имеет значения, о чем и как долго говорил Климкин с Пенсом и Трампом, а также какими хитроумными способами наш посол в Вашингтоне пробивал эти встречи, а точнее и главнее — эти картинки Климкин с Пенсом и Трампом», — признался экс-дипломат.
В Киеве звучат разные оценки случившегося. Так, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко не скрывает своего восторга. «У меня утром изумительное настроение. Это же надо так перепаскудить визит одном печальному российскому дипломату… Наши дипломаты, и министр, и АП, и все причастные таки молодцы. Настоящие солдаты дипломатического фронта», — написала вице-спикер. Однако, профессиональные дипломаты оценили происходящее иначе.
По мнению экс-спикера МИД Олега Волошина, приняв сначала Лаврова, Вашингтон показал, что для него прямой диалог с Москвой более важен, чем с Украиной. Более того, американцы готовы вести диалог с Кремлем по Донбассу вообще без Украины. Дипломат привел аналогию с Мюнхенской конференцией 1938 года, когда «чехам предложили посидеть в коридоре, пока великие державы договорятся о судьбе их страны. Все это говорит о падении уважения к Украине в мире из-за того беспорядка, который творится в стране».
Так или иначе, о результатах беседы было доложено президенту Украины Петру Порошенко. Начиная с февраля, украинские власти пытаются организовать его личную встречу с Трампом. Причем, Киев хочет опередить в этом вопросе Владимира Путина. В Москве, кажется, не видят необходимости торопиться. Ранее сообщалось, что встреча Путина и Трампа может состояться во время саммита G-20 в июле этого года.
Политолог Александр Асафов считает, что Трамп воспользуется украинским козырем для достижения большой договоренности с Россией, в том числе, и по другим важным международным вопросам.
— Безусловно, для Киева Вашингтон является основным вектором обретения симпатизантов. Возможная встреча Трампа с Порошенко рассматривается как самый высший результат международной политики Киева, потому что есть определенная иллюзия, что Трамп будет по инерции продолжать политику Обамы и поддерживать Киев (не Украину), во всех его фигурах политической риторики, направленной против России.
На данный момент видно, что это не соответствует действительности, потому что все-таки Трамп в большей степени заинтересован в нормализации, в налаживании отношений с Россией. Видно, что ему это дается достаточно сложно, потому что американский политический истеблишмент критикует его за любые конструктивные контакты с Россией, называя их «токсичными». Причем, и со стороны и демократов, и республиканцев, и прессы. «Трамп — агент КГБ» — это уже устойчивый стереотип.
Новости партнеров
— Почему бы ему не использовать для политической торговли кризис на Украине?
— Безусловно, Украина — это аргумент для торгов, для сделки с Москвой и поэтому Трамп после Лаврова встречается с Климкиным и выслушивает его. И Тиллерсон с Порошенко контактирует. Это своеобразная конвертация украинского кризиса в политический аргумент. Хотя и без какого-либо учета ситуации внутри Украины — она используется как объект, а не как субъект международной политики. Нет сомнений, что Украина и Крым будут предъявлены Путину Трампом на грядущей сделке, о которой вчера сообщил Лавров. Для этого Трамп и держит руку на пульсе.
— Хотя во время предвыборной кампании Трамп высказывался на тему украинского кризиса весьма сдержано…
— Трамп делает ставку на непредсказуемость. Именно через эту непредсказуемость он, во-первых, победил на выборах, а, во-вторых, ему удалось преодолеть серьезную часть внутриамериканского давления. Все-таки Obamacare он завалил, пусть и не с первого раза. Его импульсивные действия в Сирии, связанные с мнением дочери Иванки, и поведение в ходе корейского кризиса — это все ставит в тупик и внутренних и внешних наблюдателей. Эта его непредсказуемость остается для него важным политическим оружием. Поэтому, конечно, он не упустит украинский козырь.
Новые большие договоренности рано или поздно будут. Сейчас внешнеполитические ведомства, и наши и американцы, занимаются их подготовкой. Вопросов, требующих урегулирования несколько. Помимо Украины, это и Сирия и ситуация вокруг КНДР и другие. Вопрос, какой будет предложенная Трампом комбинация. В связи с этим интересно выглядит увольнение главы ФБР Джеймса Коми, имевшего, скорее, антироссийскую репутацию.
По мнению политолога Олега Бондаренко, прошедшие переговоры Трампа с Климкиным не сулят Киеву ничего хорошего.
— Важно, что и Трамп, и Пенс четко заявили Климкину о том, что Украина должна соблюдать минские соглашения. Это значит, что Белый Дом не согласен с концепцией Порошенко о том, что минские соглашения нужно нивелировать и вместо них придумать что-то новое. Очевидно, что Трамп исходит из незыблемости минских соглашений. Это важно, потому что если он решится в присущей ему прямой стилистике принуждать Киев к исполнению «Минска», то Украина может сильно измениться. В этом смысле, это позитивный сигнал. Особенно важно, что это случилось сразу после визита Лаврова. Теперь возникает вопрос, будут ли американцы принуждать Порошенко к реальному выполнению минских соглашений на практике.
На позицию американцев по минским соглашениям обратил внимание и ведущий эксперт Центра актуальной политики Виктор Олевич:
Новости партнеров
— О необходимости соблюдать минские договоренности Белый дом напомнил по итогам переговоров с министром Лавровым. И на данный момент, Соединенные Штаты не готовы менять свою политику в этом направлении. Встреча с Климкиным была ожидаема. Это своеобразная «сверка часов». Белый дом по-прежнему контролирует Порошенко и его ближайших соратников, таких как Климкин.
Что касается будущего, то, конечно, ожидать принципиальных изменений политики США в пользу России не стоит. Им это не выгодно. Восстановление хороших отношений между Россией и Украиной не входит в их планы. Они бы хотели, чтобы Киев был постоянным раздражителем под боком у России, чтобы украинские экономические и человеческие ресурсы, как планировалось несколько лет назад, не были переориентированы на евразийское пространство и т. п. Их устраивает, чтобы ситуация, сложившаяся за последние три года, принципиально не менялась.