Украина достроила капитальную дамбу, перекрывающую ток воды из Днепра в Крым. Это не вызвало бурных эмоций на полуострове, который уже три года живет без днепровской воды. Годы с серьезным водным дефицитом не были простыми для полуострова, особенно его сельского хозяйства. Зато блокады, организованные Киевом, помогли подтвердить сделанный выбор.
Администрация Херсонской области ввела в строй капитальную дамбу, блокирующую поставки днепровской воды в Северо-Крымский канал, который обеспечивал водой полуостров с 1960-х годов.
Новости партнеров
Канал был перекрыт весной 2014 года после возвращения Крыма в состав России. До настоящего момента ток воды в Северо-Крымский канал перекрывало временное сооружение.
На возведение постоянной дамбы потребовался год и 35 миллионов гривен (около 1,2 миллиона долларов). Еще 13 миллионов, по утверждению украинских чиновников, требуется на обустройство инфраструктуры – охрана, лебедки, дежурные помещения.
Три года назад формальным поводом для прекращения подачи воды стало то, что Россия и Украина не смогли договориться об условиях ее поставки. Однако после всех прочих блокад, осуществленных Украиной в отношении Крыма и Донбасса за последние годы, давно стало очевидно, что дело не в бизнесе и экономике, а в политике и морали. Безусловно, «вишенкой на торте» является то, что Киев лишает воды, электричества, продовольствия, социальных выплат и т.д. людей, которых считает своими гражданами и проживающих на территориях, которые Украина считает своей составной частью.
Прекращение подачи воды из Днепра стало серьезным испытанием для Крыма, поскольку она покрывала более 80 процентов потребностей полуострова в пресной воде, в первую очередь технической.
Как и в случае со строящимся Крымским мостом, который должен решить проблему транспортной связанности региона с материковой Россией, и уже построенным энергомостом, который закрыл тему зависимости полуострова от поставок электроэнергии с Украины, эта ситуация стала вызовом для России. Для недопущения водного голода в регионе реализуется масштабный комплекс мероприятий: от введения в строй новых скважин до переброски в канал воды из других источников, в частности Тайганского и Белогорского водохранилищ и реки Биюк-Карасу. Для соответствующих работ привлекаются подразделения министерства обороны.
В сентябре прошлого года на полуострове было завершено строительство трёх водозаборов, которые позволяют использовать для снабжения полуострова подземные воды. Помимо этого, в рамках Федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма до 2020 года будет проложен магистральный водовод протяжённостью около 220 километров до Керчи. Ожидается, что это полностью решит проблему с водоснабжением восточных регионов полуострова, где проживает 400 тысяч человек и который в наибольшей степени страдает от нехватки воды.
Россией в первую очередь решалась – и, в целом, была успешно решена – задача обеспечения населения питьевой водой. С технической водой, особенно для сельского хозяйства ситуация продолжает оставаться непростой. Водный голод для крымского сельского хозяйства оказался столь критическим еще и потому, что главной культивируемой культурой там до недавнего времени являлся рис, для выращивания которого требуются очень большое количество воды.
Новости партнеров
Как следствие, крымское сельское хозяйство находится в переходном периоде перепрофилирования на засухоустойчивые культуры (например, лаванду), а также современные капельные методы орошения.
Согласно главе Минприроды России Сергею Донскому, окончательно вопрос со стабильным водоснабжением всего полуострова должен быть решен к 2019 году.
В свою очередь представители Украины особо отмечают, что построенная дамба имеет шлюз, который можно открыть (когда, по их мнению, Крым вернется в состав Украины) и наполнить водой «еще 300 километров Северо-Крымского канала (до водохранилищ на полуострове)». Однако, по мнению директора департамента агропромышленной политики Херсонской ОГА Александра Паливоды, вероятно, канал этого не дождется – из-за длительного неиспользования это гидротехническое сооружение приходит в негодность.
Происходящее выглядит уже привычной иронией судьбы по поводу многочисленных украинских проектов последних лет: считать людей своими гражданами – и пытаться заморить их голодом и жаждой; предусмотреть возможность возобновления подачи воды по каналу, но не учесть его разрушение из-за неиспользования с течением времени, что делает все более иллюзорной такую вероятность.
Что касается самого Крыма, то там уже год назад заявили, что больше не рассчитывают на воду из Днепра.