Киевский режим под флагом евроинтеграции продолжает реформы, которые бьют по благосостоянию граждан. 13 апреля с. г. был принят закон «О рынке электрической энергии Украины». После закона «О рынке природного газа» это второй по значимости документ пресловутой энергореформы, проводимой под пристальным контролем западных кураторов. Он предусматривает выполнение требований Третьего энергопакета ЕС.
Накануне рассмотрения законопроекта к депутатам ВР прямо обратилось представительство ЕС, в ультимативной форме потребовав принятия данного документа. Мол, не будет закона, не будет и 600 млн. евро макрофинансовой помощи. Что же особенного в нем? Почему принятие его так понадобилось западным покровителям киевского режима? Попробуем в этом разобраться.
Новости партнеров
До этого энергетическая отрасль Украины работала по так называемой британской модели: всю производимую электроэнергию закупает ГП «Энергорынок», который реализует её облэнерго, а те – конечным потребителям. Тарифы регулирует НКРЭКУ. Теперь якобы будет вводиться рынок услуг: с 2019 года для промышленных потребителей, а с 2020 года для всех остальных. К этому времени необходимо будет принять около 60 нормативно-правовых актов, половина из которых, судя по высказываниям инициаторов реформы, уже готовы.
Согласно принятому закону перечень участников рынка пополняется новым игроком – трейдером, осуществляющим закупку электроэнергии исключительно с целью перепродажи. Цены на электроэнергию не контролируются и не регулируются государством. Основной посыл, который делают авторы энергореформы для населения: в результате таких изменений появится конкуренция. Как на рынке газа, так и на рынке электричества. Мол, это европейская практика, которая дает возможность повышать качество услуг и удешевлять их цену.
Как на практике это реализовать – никто не говорит. Да, некоторые вездесущие околовластные эксперты то и дело рассказывают, что потребитель сможет выбирать продавца услуг. Но при этом никто не говорит, во сколько обойдется такая роскошь, как подвод альтернативных коммуникаций. При этом во всей этой тарабарщине как-то проходит мимо тот факт, что до этого у нас действовала вполне себе европейская модель – британская. Зачем же её понадобилось ломать?
Сейчас рынок энергии контролируют три компании: «Энергоатом», ДТЭК и «Укргидроэнерго». В 2016 году они произвели 86% электроэнергии в стране. При таких раскладах никакой особой конкуренции не предвидится. Эти опасения подтверждает директор центра по внедрению новой модели рынка НАЭК «Энергоатом» С. Бедин. «Возникновение конкуренции среди производителей – это вопрос. На рынке производства те же самые игроки и останутся», — подчеркивает он.
С этим согласен и экс-министр ЖКХ А. Кучеренко. «Кто там с кем будет конкурировать? Это полная чушь», — возмущается он. При таких раскладах монопольный рынок электричества, пущенный в свободное плавание, приведет только к резкому повышению тарифов.
Это первый результат принятия закона, о чём говорят многие эксперты. Так, по прогнозам бывшего члена НКРЭКУ А. Геруса, цены на электроэнергию могут вырасти в два раза и более. При этом поднятие тарифов в промышленности сразу же спровоцирует рост цен на все товары, производимые на Украине. Плюс к этому резко возрастет стоимость проезда в электрическом транспорте.
Правда, с промышленностью не всё так просто. Сегодня она оплачивает около 55% электричества, отпускаемого населению. Это так называемое перекрестное субсидирование. Понятное дело, такой «налог на олигархов» постоянно вызывал у них недовольство. Сколько нанятыми спичрайтерами, «экспертами» по энергетике и продажными журналистами было рассказано и исписано за это время о «вреде» такого ручного управления. Сейчас благодаря очередному евроинтеграционному закону эта проблема снята в пользу олигархов.
Новости партнеров
«Я абсолютно уверен, что в условиях рыночного ценообразования промышленность получит лучшие цены», — поясняет в связи с этим управляющий директор Центра исследований энергетики EIR Center А. Харченко. Так что у олигархов теперь будет хорошая маржа: под общий аккомпанемент с новыми тарифами цены на продукцию они все равно поднимут, а себестоимость в итоге снизят.
* * *
Стоит отметить, что в результате данной энергореформы особенно пострадают сельские потребители. Закон о рынке электроэнергии вводит абонентскую плату за электроэнергию, аналогичную введенной недавно и тут же отмененной абонплате за пользование газотранспортной системой. Смысл абонплаты – чем меньше тратится на доставку газа или электроэнергии, тем ниже тариф. Это тоже требование Третьего энергопакета ЕС. Поэтому рано или поздно абонплату введут и на газ. Естественно, для селян, как и для всех жителей, отдаленных от поставщика услуг, энергия теперь будет обходиться дороже.
* * *
Однако тарифами и абонплатой дело далеко не заканчивается. Было бы так, европейцы с таким пристрастием не лоббировали его принятие. В этой связи стоит отметить, что знающая не понаслышке энергорынок Украины бывшая «газовая принцесса» Ю. Тимошенко из всех бед, которые в очередной раз упадут на голову народу, особо отметила потерю для населения дешевых атомную и гидроэлектроэнергии. По версии Тимошенко, её теперь будут продавать за границу.
Если это так, то внутренний рынок освобождается для ТЭЦ/ТЭС, часть которых находится в руках государства (ПАО «Центрэнерго») и у пострадавшего от угольной блокады Р. Ахметова (ДТЭК, «Донбассэнерго» и др.). К слову, принятие рассматриваемого закона вызвало настоящую радость у основных игроков рынка электроэнергии. А представитель ДТЭК И. Милютина назвала это событие днем отличных энергетических новостей и подтвердила закупку 600 тыс. тонн угля из ЮАР. Причем в планах компании в ближайшее время увеличить закупки до 1 млн. т.
Увязка энергорынка с закупками угля в ЮАР, как и нашумевшая угольная блокада Донбасса, выстраиваются теперь в логическую цепочку. Р. Ахметов, как и другие частники, теперь может продавать свое электричество по любой цене. А значит и антрацит он может теперь покупать за границей по любым ценам. Причем покупать могут любой уголь, даже окольными путями из Донбасса, но по документам он будет из ЮАР или другой страны. Среди возможных таких «поставщиков» называют еще США и Австралию, которая вообще не поставляет свой антрацит на внешние рынки.
* * *
Новости партнеров
А вот на атомную энергетику большие планы у западных покровителей. По словам первого секретаря представительства ЕС на Украине Хосе Мануэля Эрнандеза, реализация закона о рынке электроэнергии Украины станет одним из важных элементов построения единой европейской энергосистемы. И слова Ю. Тимошенко о потере дешевой атомной и гидроэнергетики для населения в данном случае прозвучали неспроста. Заметим, что еще со времен скандального дела экс-премьера П. Лазаренко, она не является свободным политиком. Поэтому и не назвала главных выгодоприобретателей энергореформы.
То, что атомную электроэнергию уже в 2019 году собираются экспортировать в Европу, открыто заявляет президент «Энергоатома» Ю. Недашковский. По его словам, разработанный проект «Энергетический мост Украина – ЕС» будет первым шагом на пути к полной интеграции с европейской энергосистемой ENTSO-E. Он предусматривает отсоединение блока №2 Хмельницкой АЭС от украинской энергосистемы и подключение к Бурштынскому острову, работающему синхронно с ENTSO-E. Это позволит к существующей пропускной способности Бурштынского острова в 550 МВт добавить 1000 МВт, и еще такой же объем – в перспективе.
По оценкам экспертов, электроэнергия в Европу в течение ближайших 20 лет будет дорожать на 1% в год, ее цены будут колебаться в пределах 36-50 евро за МВт.ч, тогда как мегаватт украинского «атома» сейчас продается в оптовый рынок за 16 евро. «Я считаю, что данный проект мы сможем реализовать в очень сжатые сроки – за 18 месяцев с момента начала работ. Технические расчеты уже подготовлены», — говорит он. Самое интересное, что такое асинхронное объединение украинской энергосистемы с европейской, по словам врио директора «Укрэнерго» В. Ковальчука, целесообразно лишь при одновременном отсоединении от энергосистем России и Белоруссии.
* * *
При этом следует учесть, что, согласно принятому закону, внедрение рынка электричества будет сопровождаться приватизацией ведущих энергокомпаний через корпоратизацию. При этом если об «Укрэнерго» и «Энергорынке» в правительстве говорят открыто, то об «Энергоатоме» как-то помалкивают. Связано это с тем, что относительно «Энергоатома» такие планы в Минэнергоугля были еще в мае прошлого года. Однако тогда против этого активно выступил профсоюз атомщиков. Глава Атомпрофсоюза А. Лыч открыто заявил тогда, что данное решение устранит из управления компании и атомных станций высококвалифицированный технический персонал. А сам проект корпоратизации не учитывает особенностей работы атомного комплекса.
Возможно, позиция профсоюза и повлияла тогда на чиновников, но в конечном счете эту идею Минэнергоугля не смог реализовать именно из-за отсутствия закона о рынке электроэнергии.
Это косвенно подтверждают слова главы подкомитета ВР по вопросам электроэнергетики Л. Пидлисецкого (главного лоббиста принятого закона), когда он агитировал депутатов поддержать законопроект. «Еще в прошлом году предусматривалась приватизация ряда предприятий энергетической отрасли, но этот процесс так и не состоялся. …Пока в Украине не будет … принят закон о рынке электроэнергии, приватизировать подобные предприятия будет невозможно», — признавался он.
Кстати, еще в августе 2016 г. Ю. Недашковский, выступая перед участниками Евразийского центра Атлантического совета США, заверял их, что подготовка к корпоратизации «Энергоатома» идет полным ходом. И здесь же заявил, что Украина хочет привлечь США и других западных партнеров к управлению этого предприятия.
В таком случае пазл складывается. В результате проводимой энергореформы американцы могут получить полный контроль над украинской атомной энергетикой, что полностью вкладывается в их стратегию борьбы с Россией. Здесь особенные интересы американцев – и строительство централизованного хранилища для отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), и использование ядерного топлива Westinghouse в украинских реакторах, и много чего другого. С другой стороны, дешевая электроэнергия в ЕС – дополнительный механизм давления на эти страны. Очевидно, украинская гидроэнергетика также входит в американские планы.
* * *
Выигрывают от такой, с позволения сказать, реформы все западные кураторы, имеющие влияние на положение дел в нынешней Украине. Народ Украины – не в счёт. Это и неудивительно – при колониальном режиме с народными интересами никогда не считаются!