Для модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 создается сверхдальняя крылатая ракета, сообщил в интервью журналу «Армейский стандарт» научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов. Ее технические характеристики засекречены, но известно, что она будет способна преодолевать значительно большее расстояние, чем Х-101/Х-102, дальность которой превышает 5000 км. Условное обозначение ракеты — Х-БД.
Первый полет новой модификации «Белого лебедя», как называют Ту-160 в Дальней авиации, должен состояться в 2018 году. К этому моменту будет готово все его приборное оборудование и все оружейные системы. Серийное производство предположительно будет развернуто в 2020 году.
Новости партнеров
Ту-160М2 — это, по сути, абсолютно новый самолет, который унаследовал от базовой модификации только планер. Да и то в несколько измененном виде. Вся «начинка» другая. Сейчас Ту-160, сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, является лучшим в мире стратегическим бомбардировщиком. У него самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности, у него самые дальнобойные ракеты. И лишь по малозаметности он уступает американскому бомбардировщику В-2, который построен с использованием стелс-технологии. Правда, для «дальнобойщика», способного поражать цели, не приближаясь к зоне ПВО противника, эта характеристика не столь и существенна. Боевая же эффективность новой машины, по утверждению заместителя министра обороны Юрия Борисова, повыситься в 2,5 раза по сравнению с Ту-160, который был принят на вооружение Дальней авиации ВВС в 1987 году.
С момента окончания серийного производства Ту-160, которых было выпущено 35 машин, прошло четверть века. Поэтому создавать серийное производство Ту-160М2 на Казанском авиационном заводе имени Горбунова приходится с нуля. Все уникальные технологические установки по вакуумной сварке титановых большеразмерных элементов разрушены. Да и сборочный цех, из ворот которого выкатывали громадных «Белых лебедей», пришел в абсолютную негодность. В нем восстанавливаются системы инженерных коммуникаций и перестилается крыша. Не сохранилась и технологическая документация, в связи с чем смежникам приходится заново разрабатывать для казанского завода установки для выполнения сложнейших технологических операций.
Но сам самолет, конечно, сложнее, чем производственная инфраструктура. И туполевцам приходится работать сразу на два фронта. Параллельно с созданием Ту-160М2 идет разработка Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). И это крайне полезно для модернизируемого «Белого лебедя», потому что частично на нем устанавливается оборудование, которое разрабатывается для бомбардировщика нового поколения.
На ракетоносце будут установлены новые двигатели НК-32−02, которые созданы в самарском СНТК имени Н.Д.Кузнецова как глубокая модернизация НК-32 с целью улучшения характеристик. В новом двигателе используется электронная система управления, что уменьшает расход топлива и, следовательно, увеличивает дальность полета. На форсаже НК-32−02 обеспечивает феноменальную тягу в 25000 кгс. На ракетоносце установлены 4 таких двигателя. И 4 уже готовы, идет подготовка к началу их наземных испытаний.
Предполагается, что на базе НК-32−02 будет создан двигатель для ПАК ДА.
Авионика для нового ракетоносца создается таким образом, что она позволяет проводить модернизацию всех систем в кратчайшие сроки. Электронные системы самолета подключены по принципу открытой архитектуры. Это означает, что любая новая система, обладающая лучшими характеристиками в сравнении с устаревшей, подключается так же просто, как, скажем, к компьютеру подсоединяется принтер или какое-то иное внешнее устройство. Надо просто подсоединиться к разъему и закрутить несколько винтов. А операционная система бортового компьютера опознает «новичка» и интегрирует его в приборную структуру самолета.
Однако конструкторы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), создающие для ракетоносца авионику, пошли еще дальше по части унификации и взаимозаменяемости аппаратуры. Советник первого заместителя генерального директора концерна Владимир Михеев в интервью РИА «Новости» рассказал о новых возможностях электронного оборудования нового самолета: «В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами — например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы». Таким образом, существенно повышается живучесть всех электронных систем самолета.
Новости партнеров
Конструкторы максимально подняли живучесть и механических систем. Это достигнуто при помощи распараллеливания исполнительных механизмов и трубопроводов, сведения к минимуму опасности возникновения пожаров и взрывов на борту даже в случае механических повреждений в результате пушечного или ракетного обстрела. Все эти мероприятия должны еще больше повысить надежность этого уникального самолета Дальней авиации и добиться гарантированного выполнения боевых заданий.
Если конструкторы ОКБ Туполева используют одни и те же технологические достижения как в ракетоносце, так и в перспективном ПАК ДА, то специалисты КРЭТ действуют по той же схеме. В системе самообороны Ту-160М2 применяются примерно те же наработки, которые внедрены в перспективный истребитель Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого. Об этом Владимир Михеев рассказал в своем интервью. Оценивая перспективы внедрения в ракетоносец защитных технологий, он заявил: «Мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».
У Ту-160М2 возрастет ударная мощь, что достигается как созданием для ракетоносца новой сверхдальней ракеты Х-БД, так и введением новой системы управления вооружением. Ракеты будут точнее наводиться на цель. Также повысится точность бомбометания с использованием корректируемых авиабомб.
Сведения о дальности Х-БД, как было сказано выше, засекречены. Но и уже имеющиеся в арсенале Ту-160М2 ракеты Х-101 (фугасная) и Х-102 (ядерная) не имеют в мире аналогов. Причем у США в сегменте стратегических крылатых ракет «воздух-поверхность» существует сильное отставание от России.
10 лет назад картина была обратная: российская ракета Х-55 имела дальность в 2500 км, американская AGM-129 — 3700 км. Однако в 2007 году AGM-129 сняли с вооружения. Теперь самая дальняя американская ракета, которая используется на бомбардировщике В-52, AGM-86D (разработка Boeing) способна улететь на 1200 км. В то время как у нашей Х-101 дальность составляет 5500 км. То есть разница более чем в 4 раза.
Ракета Х-101 была разработана в МКБ «Радуга», входящем в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Она была принята на вооружение в 2013 году. Новую сверхдальнюю засекреченную ракету, несомненно, создают в том же самом КБ, используя наработки, полученные при проектировании Х-101. То есть по части всех тактико-технических характеристик она будет, как минимум, не уступать ныне самой дальней ракете мира.
Поэтому есть смысл вероятностно описать Х-БД, используя сведения об Х-101 и учитывая, что новая ракета должна превзойти характеристики ныне используемой ракеты.
Ракета дозвуковая. В ней максимально использованы стелс-технологии, в связи с чем эффективная площадь рассеяния в районе 0,01 кв.м. У AGM-86D — 0,02 кв.м. Максимальное отклонение от цели составляет 5−6 метров. Этого удалось добиться благодаря тому, что в системе управления к инерциальному каналу добавлены еще два — ГЛОНАСС и канал оптико-электронной коррекции траектории с телевизионным наведением на последнем участке траектории.
Новости партнеров
В заключение приводим ТТХ четырех самых дальних ракет. Одна из них — AGM-129 — уже снята с вооружения.
ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D
Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32
Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620
Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65
Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950
Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540
Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д
Тяга двигателя, кгс: 400 — 500 — 330 — 275
Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775
Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000
Дальность, км: 2000 — 5500 — 3700 — 1200
Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д
ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,02
КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3
Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в