ГлавноеБылоеП. Куртц. Сомнение в библейских чудесах

П. Куртц. Сомнение в библейских чудесах

Опубликовано

АВТОР: None

1ceb042094baУпорная вера в знахарство коренится в религиозных убеждениях. В Ветхоми Новом Заветах имеются сотни ссылок на знахарство. Иисус Христоссоздал себе авторитет прежде всего тем, что утверждал, что ончудотворец, способный излечивать людей от необъяснимых или неизлечимыхнедугов. Наши знания о деятельности Иисуса полностью основываются насомнительном источнике, т. е. Новом Завете. Послания Павла былинаписаны много лет спустя после смерти Иисуса. Павел не был прямознаком с ним. Евангелия также были написаны, скорее всего, спустя 35-70лет после смерти Иисуса. Большая часть Нового Завета передаваласьустно, а точность такой передачи весьма ненадежна. Так как никто изавторов Евангелий не знал Иисуса непосредственно, сообщения о случаяхисцеления им посредством внушения основываются на свидетельскихпоказаниях из вторых и даже третьих рук. Любые другие непосредственныеили более ранние сведения о деятельности Иисуса или его высказыванияхутеряны.

Новости партнеров

Евангелие от Матфея повествует, чтослава Иисуса широко распространилась, «…и приводили к Нему всехнемощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, илунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Матф. 4: 24-25). Мычитаем следующее сообщение о его целительстве: «Когда же сошел Он сгоры, за Ним последовало множество народа. И вот, подошел прокаженныйи, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить.Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И онтотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому несказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелелМоисей, во свидетельство им» (Матф. 8: 1-4).

Ксожалению, к настоящему времени нет возможности подтвердить, что а)человек был болен проказой или страдал от каких-то других болезней илиб) что он был излечен немедленно и навсегда.

СогласноМатфею, когда Иисус вошел в Капернаум, к нему подошел сотник и попросилпомощи. «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестокострадает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его». Сотник же отвечаясказал: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажитолько слово, и выздоровеет слуга мой… И сказал Иисус сотнику: иди и,как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот же час»(Матф. 8: 6-8, 13). Здесь опять же нет никаких указаний на то, в какомсостоянии находился мальчик, от чего он страдал, ничего не сказано олечении.

Мы читаем далее: «Пришед в домПетров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке. И коснулся руки ее, игорячка оставила ее; и она встала и служила им» (Матф. 8:15-16).Страдала ли она от гриппа, перемежающейся лихорадки или это была болеесерьезная болезнь? Ни слова об этом в Евангелии не сказано. В следующемразделе мы читаем: «Когда же настал вечер, к Нему привели многихбесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Матф.8:16).

Авторы Нового Завета связывают болезнис одержимостью дьяволами. Было сказано, что Иисус изгнал дьявола издвух бесноватых и послал их в «стадо свиней», которое бросилось с кручив море и утонуло. Здесь говорится и о двух «сумасшедших», вылечившихсяот своей болезни. Едва ли это точный диагноз их психическихрасстройств. Может ли это быть принято всерьез современным читателем?

kurtz_scept_1

Дальшемы читаем, что «принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаютсятебе грехи твои» (Матф. 9:2). Потом повернулся и сказал расслабленному:»…встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взялпостель свою и пошел в дом свой» (Матф. 9: 6-7). Был ли этот человекчастично парализован и мог ходить или ковылять или он был парализованполностью? И если верно последнее, то не был ли паралич обусловленистерией или какими-то другими психосоматическими обстоятельствами?

Новости партнеров

Вдругих рассказах Иисус якобы вылечил женщину, «двенадцать летстрадавшую кровотечением». И нам говорят, что Иисус вылечил еемгновенно, когда она «прикоснулась к краю одежды Его» (Матф. 9:20).Аналогичным образом рассказывается о двух слепых, которым он вернулзрение, и о немом, к которому вернулась речь, когда «дьявол былизгнан». Новый Завет постоянно сообщает, что Иисус изгонял демонов. Пословам фарисеев, «Он изгоняет бесов не иначе как силою вельзевула,князя бесовского» (Матф. 12: 24). Тогда мы вправе спросить: каковы былисимптомы, от которых страдали пациенты, и насколько надежны рассказы обих выздоровлении?

В Евангелии от Марка,которое, видимо, предшествовало трудам Матфея, мы встречаем подобныерассказы об излечении внушением. «И пришел опять в синагогу; там былчеловек, имевший иссохшую руку» (Марк 3:1). Иисус сумел «восстановить»руку. Какова была болезнь, от которой страдал человек? Был ли этоврожденный дефект или излечимая болезнь? Лука рассказывает, что Иисусвылечил человека, страдавшего водянкой — скоплением избыточной жидкостив организме (Лк. 14:1-4). И снова нет ни диагноза, ни последующегоописания метода лечения.

Один рассказ обизлечении Иисусом методом внушения является особенно трогательным, таккак складывается впечатление, что больной страдал эпилепсией. ВЕвангелии от Марка мы читаем, что отец описывает Иисусу симптомыболезни его сына. «Он одержим духом немым: где ни схватывает его,повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами, ицепенеет…» (Марк. 9:17-18). По-видимому, ученики Христа не смоглипомочь этому мальчику и изгнать злого духа. Отец рассказал Иисусу, чтомальчик был таким с детства. Иисус изгнал нечистого духа: «…Яповелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него! И вскрикнув исильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый… Но Иисус, взявего за руку, поднял его, и он встал» (Марк. 9:26-27). Позднее Иисусговорит своим ученикам, что «сей род не может выйти иначе, как отмолитвы и поста» (Марк 9: 29). Был ли этот мальчик на все время излеченот эпилепсии или припадки просто прошли? Если это была эпилепсия, тосовершенно очевидно, что лечение не могло быть результативным, так какэта болезнь не является психосоматической.

Внимательноечтение рассказов о лечении внушением, имеющихся в Новом Завете, можетвызвать только скептицизм. Мы имеем дело с весьма примитивной кочевой исельскохозяйственной цивилизацией, которая мало что знала о причинахболезней или о психотическом поведении и обладала только зачаточнымисредствами терапии. Ни одно из этих чудодейственных исцелений недокументировано надлежащим образом. В тех случаях, когда имел местоэффект плацебо, в дело мог вступить мощный психологический фактор,приводивший к определенному улучшению, но нет никаких серьезныхоснований, чтобы судить о том, был ли точным диагноз и было ливыздоровление постоянным, или оно было обусловлено естественнымипсихологическими факторами, или действительно было сверхъестественным.В любом случае библейские рассказы являются неадекватными. Есть литолько один ответ на вопрос об исцелении исключительно актом веры?Можно ли утверждать, что если человек верит в бога и Иисуса какбожественное существо, то все это могло быть на самом деле, включаячудодейственные исцеления? Но как мы можем принять все эти рассказы всвете современной медицинской науки?

kurtz_scept_2

Особыйинтерес представляет тот факт, что многие люди, скептически относящиесяк паранормальному, говорили, что не желают рассматривать религиозныевопросы, основанные в первую очередь на вере, а предпочитают иметь делолишь с такими утверждениями, которые хотя бы в минимальной степениопираются на эмпирические данные. Но я должен сказать, что подобнаяпозиция — это уход от ответа, и скептический метод исследования недолжен произвольным образом применяться к вопросам, которые выглядятудобными для разбора, и избегать тех, которые могут затронуть»священных коров» общества. Несомненно, многие скептики находят опаснымс политической или социальной точки зрения применение метода научногоскептицизма к традиционным библейским утверждениям. Могу на этоответить, что Библия должна читаться точно так же, как любая другаякнига, — с использованием всего арсенала научной критики, и в этомслучае рассказы о лечении внушением, описанные в Новом Завете, выглядятв высшей степени сомнительными. Некоторые робкие скептики могутотказаться от вторжения в святая святых веры, избегать входить натерритории традиционной гегемонии религии, но мне такая позицияпредставляется слишком жалкой, чтобы ее принять.

Отрывок из книги Пола Куртца «Вериги»


Новости партнеров

http://www.a-theism.com/





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Дмитрий Евстафьев. Евразийская интеграция и новое международное право

Весной 2024 г. мы наблюдаем целый ряд, казалось бы, мало связанных между собой событий....

Российские военные полностью освободили Новомихайловку в ДНР

Российские войска освободили село Новомихайловка в ДНР, сообщило Минобороны в сводке о ходе специальной...

ВСУ — деградация на марше: «За три дня боев русские почти взяли Нетайлово»

На фронте формируется тренд быстрого продвижения ВС РФ на критических участках Пресс-центр группировки ВС РФ...