Нет никаких сомнений, что религия может порой вызывать отвратительные нравственные и социальные последствия. Гомофобия и женоненавистничество многих американских евангелистов рождается прямо из их священных писаний. То же самое можно сказать об исламских концепциях «диммитьюда» (бесправное существование немусульманина под исламским господством – прим. перев.) и джихада и о еврейских представлениях о родословной. Немногим отличается практика обращения в свою веру у мормонов и сайентологов. Библия требует смертной казни за тридцать шесть прегрешений, начиная с детского непослушания и супружеской измены, и кончая колдовством. В Коране в ста с лишним местах говорится о священном долге убивать неверных. В прошлом я говорила о том, что религия — это катализатор насилия, но не его причина. Но в мире сложных причинно-следственных связей, где, порой, и бабочка может вызвать вселенскую катастрофу взмахом своих крыльев, такое отличие не имеет значения. Факт остается фактом: имя божье в каменном веке способствовало поведению каменного века.
Также нет никаких сомнений в том, что не все идеологии созданы равными. Религии различаются по своей истории, по учениям и по приоритетам – а следовательно, и по тому, с какой готовностью их применяют для оправдания угнетения и насилия. Вот лишь один яркий пример текущего месяца. Исламская смертная казнь за богохульство в сочетании с запретом на просмотр фильмов означает, что некоторые мусульмане уникальны в своей готовности взорваться, когда воспламеняется их тестостерон при виде кощунственных картинок. Агентство сатирических новостей The Onion постаралось подчеркнуть недавно эту мысль, разместив у себя картинку, на которой Иисус, Моисей, Ганеш и Будда занимаются групповым сексом, и сопроводив ее подписью «Из-за этой картинки никого не убили».
Новости партнеров
Кроме того, миллион с лишним американских мусульман, услышав, как из-за богохульственного фильма взбунтовался народ в Ливии и Египте, сделать то же само отказались. 1,6 миллиарда мусульман во всем мире сидели дома и сочувствовали либо бунтовщикам, либо убитым и их близким, или просто занимались повседневными делами, дабы прокормить своих детей. Следует подчеркнуть, что каковы бы ни были симпатии, количество людей, пришедших в ярость, было ничтожным. С точки зрения общей нравственной основы человечества, большинство верующих — люди более сдержанные, смиренные и сострадательные, чем авторы их священных текстов.
С учетом того, что исламофобия в США свирепствует, и что ее зачастую разжигают консервативные христиане, многие прогрессивисты пытаются отрицать то обстоятельство, что фанатизм и мстительность порождены исламскими текстами и традициями. Атеистические форумы, постоянно лупцующие христианство и иудаизм, зачастую отличаются поразительной молчаливостью в отношении ислама, или даже выступают в его защиту, заявляя об оклеветанном религиозном меньшинстве. Консерваторы, с другой стороны, считают, что фанатизм и насилие — это центральная составляющая ислама. Голландскую феминистку и атеистку сомалийского происхождения Айан Хирши Али (Ayaan Hirsi Ali) презирают многие либералы, потому что она неустанно критикует ислам за его женоненавистничество. Консервативный Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) по той же самой причине приветствовал ее с распростертыми объятиями — вопреки атеизму и феминизму этой женщины. Враг моего врага…
***
Но если посмотреть на средства массовой информации, возникает впечатление, что это не так. Парадокс состоит в том, что религиозные адепты, лучше всех уяснившие, как использовать СМИ в своих интересах, — это те, у кого самые отсталые взгляды на религию, кто смотрит назад, боится культурных и духовных перемен, и мечтает о никогда не существовавшем рае, основанном на той или иной форме мусульманского, христианского либо иудейского шариата.
Если говорить об отсутствии умеренных голосов в прессе, то здесь виноваты как умеренные верующие, так и цензоры СМИ. В американском христианстве господство фундаменталистов в эфире неслучайно. С 1940-х по 1970-е годы Федеральная комиссия связи США предоставляла эфирное время Национальному совету церквей, считая, что он своими выступлениями оказывает услугу обществу, ведя проповеди за единство христианских церквей. Умеренные успокоились. В отличие от них, протестантам и прочим фундаменталистам за эфирное время приходилось платить. В ответ они создали собственные станции, а затем целые империи, и их радио и телевидение охватило весь мир.
Новости партнеров
Перемотаем время вперед. В эпоху круглосуточных новостей и новых СМИ фундаменталисты обнаружили, что внимание к себе можно привлечь за счет драматизма ситуации. Неважно, сколько собралось на площади орущих мужчин – камеры все равно начинают работать. Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) так говорил об этом: «Я реально видел некоторые из этих демонстраций, в последний раз — в Исламабаде. Будь я редактором новостей, я попросил бы своих операторов отступить немного назад от места съемки. Вот тогда бы мы увидели, как несколько десятков мужчин отчаянно жестикулируют (женщин по какой-то причине очень мало), их усы топорщатся, а они льют бензин на какую-нибудь книгу, флаг или сделанное второпях чучело. А вокруг них – двойная шеренга из камер и фотоаппаратов. Как только камеры выключают, эта маленькая банда расходится».
К сожалению, некий пастор из Флориды и группа христиан-коптов усвоила, видимо, тот же самый урок: создай драму, а СМИ сами набегут.
Но вот, наконец, после многолетнего отступления и сдачи позиций фанатикам умеренные мусульмане и христиане начинают соображать, как вернуть себе средства массовой информации, чтобы использовать их в интересах более вдумчивых, гуманных и – осмелюсь сказать – более развитых версий веры авраамовой.
Некоторые из этих попыток проводятся организованно и финансируются. Центр за веру в общественной жизни (The Center for Faith in Public Life), например, преподносит новости и мнения с прогрессивной в плане теологии и политики точки зрения. Когда монахини-католички начали свое двухнедельное автобусное турне в знак протеста против бюджетных предложений республиканцев, многочисленные организации, включая вышеупомянутый центр, помогли им получить поддержку в обществе через средства массовой информации. Но еще более обнадеживающие признаки можно увидеть в неформальном использовании социальных сетей. Группы в Facebook — такие, как «Левые христиане» и «Христиане, уставшие от искажения действительности», выпускают в свет такие изображения и ведут такие дискуссии, которые вызовут ненависть у религиозных правых.
После недавних возмущений в Ливии тамошние мусульмане организовали мирный митинг и через социальные сети выразили свою обеспокоенность. «Бандиты и убийцы не представляют ни Бенгази, ни ислам», — гласил один транспарант. «У террористов нет религии», — гласил другой. «Покойся с миром, Крис», — было написано на третьем. Все они явно были самодельные, а надписи шли от души. Как женщину, меня поразило то, что в отличие от более знакомых нам беснующихся мужских толп, на мирном митинге были и женщины, некоторые в хиджабах, некоторые — без них.
В австралийском Сиднее, где в последнее время начали поднимать головы мусульмане-фундаменталисты, реакция умеренных была молниеносной и публичной. В субботу молодая мусульманка выступила на конференции с призывом создать исламский халифат – мировое государство всех мусульман с законами шариата. Перед ее выступлением состоялся митинг, на котором был сделан снимок мальчика дошкольного возраста, держащего в руках плакат с надписью «Отрубить головы всем тем, кто оскорбляет пророка». Лидеры общин осудили действия матери мальчика и выступили решительно против радикализации детей.
Но самым обнадеживающим сигналом из всех стал тренд в «Твиттере», который непреднамеренно запустил Newsweek. Опубликовав статью под заголовком «Мусульманская ярость» («Muslim Rage»), которая сопровождалась очередной фотографией разъяренного мальчика, редакторы журнала предложили читателям дать свои отзывы. Вместо того, чтобы выражать возмущение или выступать в защиту, многие молодые мусульмане ответили еще более мощным оружием – юмором:
— Потерял счет поклонам во время молитвы…
Новости партнеров
— Что, кончился кальянный табак с яблочным вкусом?
— Потеряешь племянника в аэропорту, а позвать его и не сможешь – его зовут Джихад.
— Ехавший со мной в метро человек читал Коран на своем планшетнике Samsung Galaxy. Так вот, он встал и уступил место пожилой женщине.
— Чтобы излечить мусульманскую ярость, в игре Angry Birds надо вместо птиц поставить свиней – пусть убивают…
Один из твитериан написал послание своим собратьям по вере: «Памятка немногочисленным буйствующим манифестантам на Ближнем Востоке – вот как надо бороться с исламофобией. Надо над ней смеяться».
Валери Тарико (Valerie Tarico)
(«AlterNet», США)