Вашингтон перевел стрелки переговоров с Тегераном на себя. Две страны напрямую обсудят ядерную проблему. РФ и ЕС останутся сторонними наблюдателями. Обижен и Израиль: его ни о чем не известили. Однако не ясно, одобрил ли контакт с американцами аятолла Хаменеи. Белый дом на всякий случай опроверг сообщение о договоренности… Вашингтон и Тегеран договорились в принципе провести прямые переговоры об иранской ядерной программе. Это будет первая встреча в таком формате. Часть наблюдателей характеризуют ее как последнюю попытку предотвратить войну с Ираном. Но другие утверждают, что за этой инициативой кроется стремление президента США Барака Обамы показать избирателям, что Митт Ромни может вовлечь США в новый военный конфликт.
Сообщение о согласии двух сторон стало результатом секретных бесед между американскими и иранскими чиновниками. Они ведутся в течение всего срока пребывания Обамы в Белом доме. Но договоренность стала достоянием гласности в критический момент – как раз накануне последнего раунда дебатов между Обамой и Ромни. Он будет посвящен национальной безопасности и внешней политике.
Новости партнеров
Договоренность может быть выгодна Обаме. Она покажет, что он близок к дипломатическому прорыву в усилиях мирового сообщества пресечь ядерные амбиции Тегерана, утверждает New York Times. Но, с другой стороны, велик и риск для президента. Ведь не исключено, что Иран на самом деле хочет выиграть время с целью завершить приготовления к созданию бомбы и ослабить санкции, наложенные на него Западом.
Также совершенно не ясно, продолжит ли переговоры Митт Ромни, если он победит на выборах. Ромни неоднократно критиковал Обаму за то, что он дает слабину по отношению к Ирану и не встал твердо на сторону Израиля.
В Тегеране великолепно разбираются в нюансах внутриполитической ситуации в США. Поэтому иранские чиновники настаивают на том, что переговоры начнутся только после президентских выборов в Америке. Иранцы также говорят американским представителям, что хотят знать, с кем именно будут вестись переговоры.
Есть и еще один элемент неопределенности. Неизвестно, дал ли добро на переговоры верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Взаимопонимание было достигнуто с чиновниками, которые непосредственно подчинены самому Хаменеи.
Как сказал один из американских представителей, США хотели бы ограничить переговоры обсуждением ядерной программы. А Иран желает, чтобы в повестку дня были включены также события в Сирии, Бахрейне и другие вопросы.
Ядерная программа Ирана – это для США «самая трудная из всех проблем национальной безопасности, с которыми они сталкиваются, – говорит Николас Бэрнс, занимавший пост заместителя госсекретаря США при президенте Джордже Буше-младшем. – Мы должны говорить о применении силы как последнем из вариантов, но имеет смысл одновременно вести переговоры. Что мы будем делать вместо этого? Ехать прямо на стену, именуемую «война-2013», не пытаясь вступить с ними в контакт?»
Белый дом, Госдепартамент и Пентагон уже провели закрытое обсуждение тактики США на переговорах. Их позицию можно охарактеризовать формулой: «большее за большее». То есть чем больше ограничений на обогащение урана примет Иран, тем больше будут ослабляться санкции.
Новости партнеров
Американцы будут готовы позволить Ирану сохранить мирную ядерную программу. Такая сделка позволит сразу урегулировать конфликт вокруг обогащения урана и мониторинга ядерных объектов.
Вашингтон уповает на то, что Тегеран жаждет отмены эмбарго на экспорт нефти, введенный Европейским союзом. Именно после того как на встрече с шестью державами в Москве в июне Ирану не удалось этого добиться, он оповестил американцев о готовности к прямым переговорам.
Изложение позиции Вашингтона в статье New York Times выглядит полным и детальным. Трудно представить, чтобы серьезная газета могла высосать материал из пальца. Тем не менее Белый дом в субботу выступил с опровержением. Представитель Совета национальной безопасности Томми Вайтор заявил, что США будут продолжать работать над разрешением спора с постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией (то есть в рамках «шестерки»).
Возможно, опровержение было сделано, чтобы умиротворить Израиль. Ведь израильский посол в ООН Майкл Орен в недвусмысленных выражениях осудил американо-иранскую договоренность. «Иран не следует вознаграждать прямыми переговорами», – заявил он…
Владимир Скосырев
http://www.ng.ru/world/
Статья в New York Times: U.S. Officials Say Iran Has Agreed to Nuclear Talks
Новости партнеров