Украинские власти выступают за размещение в Донбассе международной миротворческой миссии. Москва, в общем, не возражает, но требует, чтобы это не подрывало Минские договоренности…
Новости партнеров
И теперь, после ликвидации котла, должен начаться процесс реального выполнения минских соглашений, о чем и провела соответствующий разговор «Нормандская четверка». «Стороны пришли к согласию о том, что сейчас необходимы конкретные шаги по выполнению в полной мере соглашения о прекращении огня и выводу тяжелых вооружений под наблюдением ОБСЕ, как это было оговорено 12 февраля в Минске. Кроме того, должен быть запущен обмен пленными. Президент Путин согласился повлиять в этом плане на сепаратистов», — прокомментировали итоги переговоров в пресс-службе ФРГ. «Отмечено, что начало выполнения одобренного контактной группой в Минске комплекса мер позволило снизить интенсивность боевых действий в Донбассе, привело к уменьшению числа жертв среди гражданского населения», — добавляют в пресс-службе Кремля.
Вероятно, в Киеве не готовы молча смотреть на то, как Европа находит общий язык с Россией и меняет свою позицию по украинскому кризису на более взвешенную. Именно поэтому Петр Порошенко выступил с новой инициативой: он пригласил Европу поучаствовать в миротворческой миссии.«Мы видим, что самый лучший для нас формат — это полицейская миссия Евросоюза. Уверены в том, что это будет наиболее эффективным, наиболее оптимальным гарантом в сложившейся ситуации, когда слово мира не соблюдается», — заявил украинский президент на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. Глава этого органа Александр Турчинов привел иные возможные варианты миротворческой миссии, включив в число возможных организаторов этой миссии ООН, однако в украинском МИД указали, что речь идет именно о европейских миротворцах. «Если это будет совместная миссия ЕС и ООН, то я буду выступать за доминирующий европейский компонент в этой миссии», — заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Между тем, вопрос о миротворцах состоит из двух важных подвопросов: введение миротворческого контингента на линию разграничения между украинскими войсками и ополченцами, а также размещение мироворцев вдоль границы ЛНР и ДНР – с одной стороны и России – с другой. И вряд ли они будут приняты в пакете.
Первый подвопрос Москве отчасти интересен. Размещение нейтральных сил на фактической границе с Украиной серьезно осложнит задачи Киева по возобновлению боевых действий и вынудит украинские власти переходить к дипломатическим методам решения идущей в стране гражданской войны. Радикалы в России, Донецке и Луганске, конечно, будут недовольны, ведь миротворцы будут не только защищать ДНР и ЛНР от вторжения Киева, но и наоборот. В этой ситуации вернуть под контроль Славянск, Краматорск и другие города будет непросто. Однако продолжение наступательных действий ополченцев вплоть до границ Донецкой и Луганской областей всегда было лишь запасным планом Кремля — основной план состоял в переформатировании всего украинского национального проекта3. Именно поэтому теоретически российское руководство готово дать согласие на размещение миротворцев вдоль линии соприкосновения сторон.
Однако чтобы теоретическое согласие воплотилось в практическое, нужно соблюсти ряд условий. Москва должна быть уверена в том, что миротворческий контингент будет объективным. Для этого в него либо должны войти российские войска, либо там вообще не должно быть никаких подразделений из стран НАТО или же близких к Соединенным Штатам неевропейских государств. У Киева, понятно, свои взгляды на состав миссии (и не только с точки зрения обязательного европейского участия – Петру Порошенко сложно будет объяснить радикалам легитимацию присутствия российских войск в Донбассе в виде миротворцев), поэтому не исключено, что разговоры об этой миссии закончатся на моменте согласования состава участников.
Еще одним сложным моментом станут полномочия – мандат миротворческого контингента должен быть прописан максимально четко и однозначно. А для этого нужна международная легитимация противоположной стороны конфликта. Украинский президент не сможет провести через ООН идею о том, что миротворцы находятся на линии соприкосновения между украинскими и российскими войсками. А значит, ему придется признавать ополченцев стороной конфликта.
Если согласовать первый подвопрос непросто, то второй – практически невозможно. Против размещения миротворцев на границе самопровозглашенных республик и России2 однозначно выступают и в Донецке, и в Луганске, и в Москве. И у них есть все легальные основания для того, чтобы похоронить этот проект. «Обращение СНБО Украины к ООН о вводе миротворцев на российско-украинскую границу в Донбассе является нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений о мирном урегулировании от 12 февраля», — обясняет причины невозможности удовлетворения просьбы Киева представитель ДНР Денис Пушилин.
Новости партнеров
Согласно тексту соглашения, граница остается под контролем ополченцев до тех пор, пока Киев не примет устраивающие их конституционные изменения. С аналогичной требованием к Киеву не нарушать условия достигнутого соглашения обратился и посол России в ООН Виталий Чуркин: «Надо разводить вооружения и не заниматься выдвижением новых инициатив. А когда вместо того, чтобы делать то, о чем договорились, начитают выдвигать какие-то схемы, то это, в первую очередь, вызывает подозрения, что хотят развалить минские договоренности»…
Геворг Мирзаян
Читайте также: