Причин такой деградации несколько. Главная из них – американская разведка очень политизировалась: в своей работе она ориентируется, прежде всего, на установки политиков. Как правило, президент США объявляет о каких-то решениях, а разведка под эти решения начинает подгонять агентурную информацию. Как следствие, за последние 20 лет американская разведка регулярно терпит серьезнейшие поражения.
Просчеты, связанные с Ираком, Афганистаном, Ливией, – как раз следствия того, что руководство американских разведорганов ставило во главу угла политический заказ.
– События на Украине могут считаться просчетом разведки США?
– Безусловно. На мой взгляд, американские спецслужбы вообще не проводили серьезной аналитической работы по Украине. Не было ни попытки разобраться в раскладе сил, ни попытки удержать руководство США от решений, которые вели к непредсказуемым, в том числе для самих Штатов, последствиям. Сегодня, например, очевидно, что американские разведчики не владели информацией по Крыму.
На мой взгляд, США попытались компенсировать свой провал на Украине отвлечением внимания общественности на другой объект. Едва они проворонили Крым, как тут же начали бомбить Ближний Восток. Это классический пример, когда провал пытаются прикрыть другим информационным поводом.
Поэтому я не могу считать нынешнюю американскую разведку по-настоящему мощной. Скажу больше. Те деньги, которые США выделяют на свои спецслужбы, разведчики попросту не отрабатывают, и своими действиями зачастую наносят урон престижу Америки.
– Вы имеете в виду скандал с прослушкой европейских лидеров?
– Да, хотя здесь нужно оговориться: ответственный лидер страны никогда не будет пользоваться открытым каналом связи для решения конфиденциальных вопросов.
В целом, история со Сноуденом, благодаря которому и всплыла информация о прослушке, свидетельствует о том, что американская разведка, при всех возможностях в плане защиты информации, довольно беспомощна, и не в состоянии предотвратить потенциальные утечки.
– Насколько глубока «недооценка» американской разведки ситуации с «Исламским государством»?
– Руководители спецслужб США времен Холодной войны грамотно работали со своими врагами. Они их, как правило, покупали – лидеров, вождей племен, президентов. Именно таким способом они получили контроль над руководством «Аль-Каиды».
Но в последние годы власти США сделали ставку на грубую силу, в том числе, в исламском мире. В результате такого подхода, Штаты создали не просто колоссальный очаг напряженности на Ближнем Востоке, но и невиданные условия для формирования мощных террористических исламских организаций. Эти организации еще долго будут атаковать не только США, но и всю Западную Европу.
Исламский фактор всегда был серьезным элементом влияния в мире. Но сейчас, благодаря неуклюжим действиям Вашингтона, возникла надгосударственная надстройка из объединенных террористических группировок. Этот кулак будет наносить удары по всему миру, в первую очередь, путем терактов. Надо сказать, исламские террористы отличаются высокой степенью самопожертвования, а это практически исключает возможность раннего выявления их намерений.
Безусловно, эта деятельность затронет и Россию. По сути, разворошив исламистов, американцы выпустили джинна из бутылки, и нанесли огромный ущерб безопасности всего мира.
– В руководстве американских ЧВК часто встречаются бывшие сотрудники спецслужб. Можно ли предположить, что часть ошибок разведка США сделала намеренно, чтобы дать возможность ЧВК заработать?
– Я так не думаю. Более того, многие бывшие сотрудники спецслужб, которые сейчас руководят ЧВК, с тревогой смотрят за деятельностью нынешних ЦРУ и АНБ. Да, эти люди делают бизнес на войне, но говорить о прямой связи между ЧВК и спецслужбами я бы поостерегся.
– Какие выводы следует сделать из ситуации, чего нам ждать от спецслужб США?
– Думаю, в ближайшее время мы увидим серьезную активизацию террористической угрозы – непосредственно на территории США и их союзников. Многие организации террористов сейчас оказались в «мертвой зоне» внимания американской разведки, и наверняка этим воспользуются.
Если говорить о безопасности России, нам нужно серьезно работать по своим радикальным группировкам. Необходимо осторожно относиться к миграции представителей исламского мира на территорию РФ, а также разорвать связи, которые были установлены для подготовки россиян в зарубежных исламских центрах. Но самое главное – мы должны предельно четко сформулировать отношение к событиям, которые происходят на Ближнем Востоке. Много россиян, в том числе представителей Северного Кавказа, воюют сегодня на стороне оппозиции в Сирии. Они получают соответствующую боевую подготовку, и когда вернутся на родину, могут стать участниками новых конфликтов – но уже на российской территории.
– Причина деградации американских спецслужб кроется в том, что во времена СССР был четко обозначен противник США, и это был сильный противник, – уверен академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов. – Можно сказать, спецслужбы оттачивались на работе против СССР. А сейчас у американцев нет четкой геополитической стратегии, налицо размытость целей. Между тем, спецслужбы, особенно разведка, всегда «затачиваются» против главного противника.
Исламский терроризм, объявленный врагом №1 США после событий 11 сентября 2001 года, во многом был создан самими американцами и их союзниками-британцами. Поэтому американские политики в какой-то мере, непублично, считают террористов временными тактическими союзниками. Разведку такая ситуация только дезориентирует.
На мой взгляд, в том, что США ошибаются в своих геополитических решениях, виновата не разведка. Виноваты политики, которые не ставят четких задач спецслужбам, и аналитики, которые не могут в этой размытой ситуации дать правильный прогноз…
Андрей Полунин