Крупные госкомпании и госкорпорации ежемесячно неофициально представляют в Росфинмониторинг и ФНС информацию о своих сделках, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил руководитель одной из крупных госкомпаний. По их словам, информация передается записанной на болванках — CD или DVD-дисках, после чего получатели проверяют контрагентов на предмет аффилированности с руководством госкомпаний и смотрят на другие нарушения… Все это делается по поручению Владимира Путина, вышедшему незадолго до отставки Игоря Сечина в мае 2012 г. с должности вице-премьера, знает один из собеседников: ФНС и Росфинмониторинг должны изучать сделки и представлять сводный доклад по ним в правительство и Кремль…
Прежде похожая информация стекалась к самому Сечину — во время кампании против злоупотреблений топ-менеджмента госкомпаний, начатой в декабре 2011 г. Тогда почти каждый второй (169 из 352) проверенный с подачи Сечина руководитель энергетической компании имел связи с другими коммерческими структурами, а постов лишились топ-менеджеры «Холдинга МРСК», ФСК, руководители частного «Энергострима» и некоммерческого партнерства «Совет рынка».
Новости партнеров
Массовых разоблачений отчеты не содержат — столь крупные массивы данных невозможно детально обработать, говорит федеральный чиновник, но при необходимости тщательно проверить можно любого конкретного руководителя — вся информация есть. Он приводит в пример февральскую историю с гендиректором «Русгидро» Евгением Додом, которого Путин спросил, не его ли контора — сорвавший крупный заказ (строительство Загорской гидроаккумулирующей электростанции. —«Ведомости») подрядчик «Русгидро».
Такое поручение — признание серьезных проблем с подконтрольностью не только госкомпаний, но и госкорпораций, считает партнер ФБК Игорь Николаев: приходится действовать не по закону — через представителей в советах директоров или Счетную палату, — а по понятиям.
Это ответ на чувство утраты контроля за госкомпаниями, считает главный экономист BNP ParibasЮлия Цепляева: аудиторы и представители в советах директоров не обеспечивают его. Поэтому и рождаются идеи вроде отчета топ-менеджеров о доходах и расходах, дополнительных проверок управления активами, особенно непрофильными. Ожидать тщательной проверки всех сделок Росфинмониторингом и налоговиками не стоит, но положительный эффект для борьбы с коррупцией все равно будет, замечает Цепляева: происходит удорожание отката, нужно договариваться со слишком большим количеством проверяющих. Все это оказывает и психологическое воздействие на топ-менеджеров, которые видят, что государство закручивает гайки, заключает она…
Дмитрий Казьмин, Максим Товкайло
http://www.vedomosti.ru/