23 декабря Верховная рада Украины чуть было не создала на Украине президентскую диктатуру. Не хватило для этого трех голосов. Как пошутил сподвижник И.Коломойского Б.Филатов, «Турчинову не хватило трех голосов: Березы, Яроша и Парасюка». В самом деле, голосов не хватило Порошенко, который в этот день мог стать практически единоличным хозяином Украины…
Верховная рада рассматривала законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О совете национальной безопасности и обороны Украины» относительно улучшения координации и контроля в сфере национальной безопасности и обороны». Казалось бы, рядовое действие, но оно превратилось в жесткое политическое противостояние в рамках лишь недавно образованной коалиции.
Причина этого – в сути предложенных изменений. Некоторые из них настолько одиозны и нарушают текущую модель государственного управления, что стоят того, чтобы на них остановиться.
Так, ст.10 в новой версии документа говорит о том, что решения СНБО теперь не только вводятся в действие указами президента, но являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти. До такой нормы не додумались ни при Л.Кучме, ни при В.Януковиче, которых всегда называли диктаторами. СНБО, по сути, становится альтернативным Кабмином, который может по своему усмотрению управлять всеми органами исполнительной власти. И если раньше по решениям СНБО, утвержденным президентом, Кабмин должен был разрабатывать порядок исполнения указов, то теперь это документы фактически прямого действия. Кабмин в таких условиях оказывается постоянным заложником действий СНБО.
И объяснения типа того, что премьер-министр является членом СНБО и потому тут не будет противоречий, бессмысленны, поскольку именно президенту принадлежит право вводить в состав СНБО новых членов.
А с новой версией закона и эта норма расширяется. Если раньше это были лишь «руководители иных центральных органов исполнительной власти», то в новой редакции к этому предлагается дополнительно вписать «а также иные лица, определенные Президентом Украины». При этом решения СНБО принимаются не единогласно, а большинством голосов, значит перевес будет всегда на стороне президента. Когда-то В.Ющенко решал аналогичную проблему, вводя в состав СНБО всех руководителей обладминистраций. П.Порошенко пошел даже дальше.
Помимо этого, теперь СНБО не только «координирует», но и «контролирует» деятельность органов исполнительной власти практически во всех сферах. Существенно расширены полномочия секретаря СНБО (которого, напомним, назначает исключительно президент). Этот раздел увеличился ровно в два раза, к существующим положениям добавились такие пункты, как организация Ставки Верховного главнокомандующего, участие в рассмотрении предложений относительно кандидатур на должности в органы госвласти, деятельность которых связана с вопросами нацбезопасности, внесение предложений относительно назначения или увольнения руководства воинских формирований, правоохранительных органов. Последнее, скорее всего, связано с желанием Порошенко получить контроль над Министерством внутренних дел, руководитель которого был назначен не им при дележе мест в Кабмине.
Уже одни эти изменения значительно расширяют полномочия СНБО, в определенной степени нивелируя значения и Кабмина, и Рады.
23 декабря один из депутатов совершенно справедливо назвал это «попыткой госпереворота». Хотя, естественно, члены фракции «Блока Петра Порошенко» в парламенте всячески отстаивали этот документ, доказывая, что это лишь «незначительное расширение полномочий» и что это «не противоречит Конституции Украины». «Народный фронт», представителем которого является нынешний секретарь СНБО Турчинов, вообще заявил, что все, кто не поддержали закон, – враги государства и пособники Путина. Таким образом, в пособники Путина записали нескольких руководителей «добровольческих батальонов», фракцию львовского мэра Садового «Самопомощь», фракцию Тимошенко «Батькивщина» и другие политсилы.
Хоть законопроект так и не был принят, однако сама тенденция кажется весьма показательной. Стремление Порошенко иметь в своих руках большую часть полномочий понятно. Однако форма, в которой это стремление реализуется, вызывает вопросы. Из самого факта появления данного законопроекта и того, кто его поддержал, напрашивается несколько интересных выводов.
Прежде всего, альянс БПП и «Народного фронта» становится все более тесным, хотя и с перевесом в сторону Порошенко. Готовность Яценюка всемерно поддержать документ, который явным образом играет против него, может быть вызвана лишь существованием неких закулисных договоренностей, надежность которых не вызывает у него сомнений. Ведь формально уже на следующий день после голосования по документу Порошенко может уволить Турчинова без объяснения причин и назначить туда кого угодно. И вряд ли его может сдержать угроза развала коалиции – теоретически он может ее собрать и без «Народного фронта», хотя и со сложностями.
Но, по всей видимости, Яценюком-Турчиновым получены исчерпывающие гарантии того, что этого не произойдет в обозримом будущем. А такие гарантии могут быть даны лишь при посредничестве тех, кто реально управляет ситуацией и принимает решения, – США. Вашингтон кровно заинтересован в том, чтобы сделать управленческую практику более простой для эффективного влияния на нее в ручном режиме. Американская практика совмещения должности президента страны с должностью главы правительства очень похожа на ту, которую пытаются реализовать этим законом.
Важно и другое. Парламентарии были всего лишь в небольшом шаге от установления в стране диктатуры трех лиц – Порошенко, Яценюка и Турчинова. Заметим, что в тот же день Кабмин принял еще одно «прогрессивное решение»: теперь в случае возникновения «неотложных вопросов» правительство может принимать решения и проводить нормативные акты через Раду без обсуждения в профильных комитетах и в обход Министерства юстиции. При этом отпадает необходимость в согласованиях с профильными ведомствами и в правовой экспертизе Минюста.
Показательно и полное отсутствие реакции со стороны международных структур. Ни США, ни ЕС ничего не сказали об этой попытке дерзким образом перекроить управленческую систему под «тройку». Значит, они были в курсе и полностью поддерживали это предложение.
Факт внесения в Раду данного законопроекта и его активная поддержка со стороны фракций БПП и «Народного фронта» говорит и еще об одном – никакого изменения конституции страны в ближайшем будущем не будет. Ведь если бы готовился новый проект Конституции Украины, то ничто не мешало бы Порошенко прописать в проекте интересующие его функции. Проталкивание же этого закона про СНБО говорит о том, что ничего подобного не будет и что на ближайшую перспективу эта статья конституции останется без каких-либо изменений.
302 депутатских голоса позволили Гройсману отправить этот документ на доработку. Не исключено, что уже в четверг законопроект снова появится в повестке дня Рады. И вполне возможно, что будет проголосован. Как заявил глава комитета по нацбезопасности и обороны С.Пашинский, документ будет оперативно доработан и снова внесен на голосование. Кроме того, с членами фракции проведут воспитательную беседу. Видимо, на предмет фракционной дисциплины.
Совершенно очевидно, что Украина семимильными шагами приближается к формированию реальной диктатуры. И это все делается по согласованию с внешними правителями Украины — США и ЕС. И под гром аплодисментов депутатов — майданных борцов за «европейскую демократию»…
Андрей Новацкий
Читайте также:
Завтра Арсений Яценюк планирует заявить о своей отставке. Опять. Не скажу, что данная новость меня взволновала. Просто каждый раз одно и то же: пафосный спич о том, как он чуть ли не на свои карманные деньги содержит всю антитеррористическую операцию, закупая танки, носовые платки и средство для загара. Целыми днями на седьмом этаже Кабмина горит свет. Это Арсений Петрович, сука, не спит. О стране думает, о мире во всем мире. Его каждый пенсионер волнует… Получает ли пенсию? Если да, то как так получилось? В общем, не важно. На этот раз Арсений встанет в позу по поводу комплексного принятия бюджета и сорока законов, которые вместе образуют «единый пак… Читать дальше »