В конце августа президенты Литвы, Латвии и Эстонии примут участие во встрече с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне. Любопытно, что это случится накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге и саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. За все время президентства Обамы такая встреча состоится впервые, видимо набралось достаточно тем для этой встречи. По официальной информации, на встрече «планируется обсудить сотрудничество в рамках НАТО, вопросы военной, энергетической и кибернетической безопасности региона, провести переговоры по договору о свободной торговле между ЕС и США». Однако, вряд ли будет обойден вопрос отношений с Россией, особенно на фоне ситуации с Эдвардом Сноуденом и подписанием договора об ассоциации Украины с Европой. Возможно, стали совпадением и еще два синхронных момента – принятие решения Литвой об экстрадиции в США Дмитрия Устинова, который может стать «вторым Бутом», и аналогичного решения в Латвии по Денису Чаловскому, которого обвиняют в серии хакерских атак на американские учреждения, в том числе НАСА…
На мой взгляд, приглашение лидеров Латвии, Литвы и Эстонии в Вашингтон связано с усилиями Путина по собиранию постсоветского пространства в Евразийский союз. Мы видим, что Путин начал каспийское турне, уже посетил Азербайджан и собирается провести саммит в одном из прибалтийских государств. В этой связи американцы также активизировались в плане работы с постсоветским пространством, дабы предотвратить его собирание вокруг России на новых идеологических основах, что выглядит весьма перспективно и убедительно. Москве удавалось держать вокруг себя это пространство на основе идеологии марксизма, которая изначально являлась чужеродной для большей части народов Евразии, она отрицала религию, их традиции и была заимствована у Запада. Идеология евразийства – совершенно гармоничная основа, учитывающая все нюансы и традиции множества народов евразийского пространства, дающая возможность бесконфликтного сосуществования всего того культурного, этнического и религиозного многообразия, которое мы наблюдаем на евразийском пространстве. Поэтому, перспективы собирания Евразийского союза достаточно оптимистичны. Более того, сделать это можно даже быстрее, нежели проходил распад этого пространства на части.
Такая перспектива очевидна американцам, поэтому они пытаются активизировать работу с постсоветскими режимами и начинают с тех, кто, по их представлениям, максимально далек от России в своих политических пристрастиях и геополитических приоритетах. Они выбрали страны Прибалтики, которые первыми вышли из состава СССР и оголтело ринулись в Европейский союз. Другое дело, что нынешнее положение этих стран довольно плачевное – они стали тем печальным примером, который подтверждает, что европейская интеграция не приносит никаких положительных дивидендов новым членам Евросоюза, тем более, из восточного лагеря. Для них нет ни экономических дивидендов, поскольку Европа запрещает все производство и заставляет покупать свои товары на заемные средства, ни политических, поскольку новые члены Евросоюза попадают в вассальное положение перед США, ни культурно-цивилизационных, ведь Европа навязывает однополые браки и чудовищные социальные антропологические трансформации к тем народам, которые стали ее частью. Сегодня в Прибалтике идет резкое отторжение этих идей и фоном для него идет повальная русификация – даже коренные жители прибалтийских государств все больше говорят на русском языке просто от омерзения к той европейской вакханалии, которая устанавливается в этих государствах.
Американцы пытаются спешно обратить этот процесс вспять, и я думаю, не исключено, что Обама будет лично в этом участвовать, понимая всю катастрофичность ситуации, что Америка выпускает ситуацию из рук, теряет постсоветское пространство, тогда как Россия спокойно, убедительно и основательно в это пространство возвращается. Предлагая модель равноправной реинтеграции, без идеологического насилия, которое наблюдалось в советский период, и с учетом всего того опыта, взаимных претензий и ошибок, который мы получили в последние 20 лет. Поэтому, тревоги американцев по поводу постсоветского пространства и, в частности, Прибалтики не безосновательны.
При этом, мне кажется, нужно разделять элиты и основную часть населения прибалтийских государств. Элиты, чем они больше ориентированы на США, тем более чужеродны для своего собственного населения, тем чудовищнее пропасть, которая пролегает между купленными на корню американцами прибалтийскими элитами и населением этих стран. Технологию покупки элит подробно описывает Джон Перкинс в книге «Исповедь экономического убийцы», констатируя, что американцы используют этот подход еще с 1970-х годов, когда существовал СССР. Покупка элит, прямая, физическая покупка является очень эффективным и действенным методом, который спустя 30-40 лет активно использовался и на постсоветском пространстве в отношении новых «суверенных» государств, вышедших из советского блока.
История с выдачей американцам Дмитрия Устинова и Дениса Чаловского – это попытка элиты выслужиться перед американцами за те 30 серебренников, которые они получили от них и за которые считают себя обязанными. Вместе с тем, этот подход и эта позиция расходится с представлениями большинства, которое видит в таких действиях нечто противоестественное, нездоровое, нарушающее не только международное право, но и элементарную логику и здравый смысл. Такой диссонанс, к которому приводят деятельность элит, ведет к их окончательной делегитимации, потери всяческой поддержки со стороны населения, что в долгосрочной перспективе играет на руку России. Конечно, неприятно, когда наших граждан выдают американцам на растерзание, но в то же время, мы должны использовать эту ситуацию для реализации стратегических задач, а именно для пересмотра и трансформации политического устройства этих государств в пользу более пророссийских режимов, укладов, и ориентированных на евразийскую интеграцию, новых политических форм внутри государств.
Еще один значимый момент – вероятное подписание договора об ассоциации Украины и ЕС на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре этого года. Украина является одним из главных модулей евразийского пространства, без которой все это образование, Евразийский союз, нарождающийся на наших глазах, становится просто Азиатским союзом. Украина – это тот мост, который связывает Россию и Европу, который интегрирует азиатское пространство с европейским. Без этого ключевого элемента Евразийский союз будет неполноценным, незавершенным, и не случайно Украине уделяется такое огромное внимание со стороны США на протяжении последних 20 лет. Сейчас они, безусловно, ускорятся, и попытаются интенсифицировать процесс интеграции Украины в Европу, но на мой взгляд, сегодня на Украине все больше тех, кто с тревогой относится к такой перспективе и все чаще раздаются голоса о том, нужна ли Украине евроинтеграция.
Глядя на то, что происходит в Европе, сторонников интеграции становится все меньше, скорее это инерция, которая была заложена в прошлые годы. Украина так хотела в Европу, так долго к этому стремилась, что когда для нее открылась такая возможность, она, не думая, пытается ей воспользоваться, хотя ситуация настолько изменилась, что европейский курс выглядит сегодня сильно устаревшим. Решение двигаться в Европу потеряло свой начальный смысл в силу кардинальных изменений в Европе и в мире, изменений в плане того, что Россия сегодня предлагает Украине. Мы наблюдаем реализацию инерционного сценария, стартовавшего еще в декабре 2004 года. Украина, если действительно подпишет это соглашение и начнет участвовать в его реализации, просто ужаснется от того, с чем ей придется столкнуться. Думаю, если это и состоится, то очень быстро закончится. В то же самое время, Россия предлагает куда более выгодные условия с экономической и культурно-цивилизационной точек зрения – Россия и Украина все же представляют собой единое пространство с общей историей. Обычным гражданам Украины приятнее иметь дело с основной частью русского народ, чем с киборгизированными, антропологически разложившимися европейцами, которые выстроились в бесконечный гей-парад и маршируют по Европе от одной страны к другой, приводя в ужас оставшуюся здоровую часть населения, которая в Европе все еще присутствует.
Что касается наших отношений с США, то стоит констатировать, что феномен перезагрузки был ориентирован исключительно на Медведева, на его президентство и был направлен на то, чтобы продлить его правление на второй срок, максимально отодвинув Путина от власти и от перспектив возвращения. Это был психологический элемент политической игры, направленной на либеральный реванш внутри России. Никаких иных функций перезагрузка не выполняла и выполнить не могла – это абсолютная обманка, созданная американскими стратегами. Она не могла состояться в силу того, что даже при премьерстве Путина Россия продолжала двигаться к суверенитету. А если говорить о тех обвинениях, которые Обама адресовал Путину по поводу приверженности идеям «холодной войны», то это чистое передергивание в силу того, что Америка не прекращала холодную войну с Россией даже в тот момент, когда мы капитулировали и сдавали все свои интересы при Ельцине. Мы продолжили делать это и при медведевской перезагрузке.
В то же время, Россия только сейчас опомнилась от того помутнения, в котором находилась многие годы и просто начала отвечать на выпады, которые американцы не прекращали последние 20 лет, и которые были направлены на лишение России суверенитета. Взявшись восстанавливать свой суверенитет, мы просто включились в ту «холодную войну», которая продолжалась все эти годы. По моему убеждению, России не стоит бояться «холодной войны», потому что отсутствие реакции с нашей стороны, наше выключение из нее, игнорирование ее и отсутствие любых ответов более стремительно приближает нас к еще одному поражению в этой войне на новом ее витке. В то же время, начав отвечать на их усилия по демонтажу российской государственности мы продляем, как минимум, срок своего существования, а в лучшем случае, создаем задел на восстановление полноценной геополитической субъектности, на возвращение на мировую арену в качестве глобальной державы. Мы создаем задел, чтобы встать в авангарде строительства многополярного мира, который нарождается сегодня по причине все большего недовольстве многих крупных государств вероломной политикой американской однополярной глобализации. Включение в «холодную войну» дает нам дополнительные возможности, придает мобилизационный импульс государству и открывает путь к тому, чтобы начать создавать геополитические коалиции, геополитические оси, такие как Москва-Пекин, Москва –Тегеран, Москва – Дели, открывает возможность к активизации на постсоветском пространстве и собиранию близких нам народов и государств в Евразийский союз, способный стать одним из полюсов справедливого многополярного мира. Поэтому, на мой взгляд, не надо бояться «холодной войны», надо извлекать из нее мобилизационный ресурс и использовать его для укрепления своего суверенитета и становления собственной субъектности…
Валерий Коровин,
директор Центра геополитических экспертиз
Читайте также:
Достаточно рутинная встреча в формате «два плюс два», которую провели министры иностранных дел и главы оборонных ведомств России и США в Вашингтоне, оказалась в центре громкого скандала в российско-американских отношениях… В то время, как Сергей Лавров и Сергей Шойгу на пресс-конференции в посольстве РФ говорили о конструктивном характере состоявшихся переговоров и сообщили о согласованных с американской стороной планах на будущее, на «параллельной» встрече с журналистами президент Барак Обама сделал ряд громких заявлений. В частности, он объявил, что намерен взять в паузу в отношениях с Москвой…