ГлавноеБылоеПравославие или смерть!

Православие или смерть!

Опубликовано

АВТОР: None

Ноябрь нынешнего года стал месяцем резкого всплеска международной и дипломатической активности РПЦ МП. Практически в единый аккорд слились выступление Патриарха Кирилла (Гундяева) перед слушателями Высших дипломатических курсов при МИД РФ и последовавший затем визит московского предстоятеля в Ливан и Сирию.

Казалось бы, сама логика предвыборного периода указывает на то, что сейчас, в своей политической ипостаси, патриархии следует сосредоточиться на делах внутренних. Но этого не происходит. Так же как незаметно особой предвыборной активности московской Церкви и всем известных личностей, с ней аффилированных. Дело, видимо, в том, что пока не выходит (или уже не вышло) у Чистого переулка стать значимым фактором внутриполитической жизни РФ, новой идеологии, либо некоей самостоятельной общественной силой, имеющей собственный потенциал на выборах.

Новости партнеров

Ничего этого нет. Мы уже указывали ранее на окончившееся пшиком сентябрьское шоу священника-актера Ивана Охлобыстина, вполне возможно, имевшее своей целью, в том числе, и определенный замер на популярность в обществе национал-православных идей с явным апокалиптическим оттенком (типа, «либо мир станет православным, либо мы его взорвем – Православие или смерть!»). Этот пшик, а также многие слова и действия известных церковных спикеров по внутренним вопросам, явно отдающие шизинкой, вряд ли стимулируют интерес к церковной политике у потенциальных избирателей. Вот и подалась патриархия на поле деятельности международной. Потому как это в нашей русско-советской традиции: когда нечего хорошего и умного сказать по делам внутренним, то непременно переходят к делам международным, неважно, есть в этом глубокий смысл или нет. Помните, семь «международных» речей на открытии старгородского трамвая в «Двенадцати стульях»? Или более недавнее прошлое, когда во времена развитого застоя советского обывателя очень и очень активно кормили внешнеполитической пропагандой (при наличии прочного «железного занавеса»), в то время как ситуация внутри страны пребывала в глубокой… стагнации.

В своем выступлении перед слушателями Высших дипломатических курсов (а они занимаются переподготовкой и повышением квалификации уже действующих российских дипломатов) предстоятель Московской патриархии достаточно обстоятельно рассказал о ее международной деятельности. Характерно, что в выступлении не было ни единого слова о некоей «симфонии» государства и Церкви в международных делах, о содействии церкви в проведении внешней политики, соответствующей национальным интересам России и т.п. Говорилось лишь о мало понятном «соработничестве» РПЦ МП и МИД. Основные направления церковной дипломатии, если судить по словам Патриарха, связаны почти исключительно с межправославными, межхристианскими и, в какой-то мере, межрелигиозными отношениями. О той роли официального миротворца, которою Церковь наделило в послевоенные годы советское государство, в речи говорится как бы вскользь. Зато в выступлении есть фраза: «Храмы и православное свидетельство открывают перед зарубежными сообществами сокровища российской цивилизации, ее идеи и великую историю». И далее: «Поддерживая приходы в своей деятельности, вы продолжаете достойные традиции российской государственности».

Напомним, что в соответствии с принципами нынешней внешнеполитической доктрины России, внешняя политика нашей страны не определяется какими-либо идеологическими доктринами, в том числе, естественно, и религиозными. Однако в словах Патриарха, чуть завуалированное словами о сугубо церковной направленности внешней политики РПЦ МП, звучит явное и претенциозное намерение сыграть роль международной идеологической витрины России.

Вот только в плане практической деятельности на поприще дипломатии к РПЦ МП есть серьезные вопросы. Последовавший также в ноябре визит Патриарха именно в полыхающую Сирию и Ливан был обусловлен тем, что эти две страны бурлящего ныне арабского мира являются «канонической территорией» сестринской для Московского патриархата Антиохийской Православной Церкви. Здесь также имеется и потенциально значительная паства РПЦ МП, состоящая, прежде всего, из русских, украинских и иных жен ливанцев и сирийцев (именно представители этих сообществ составляют большую часть арабской диаспоры, учившейся, да и ныне проживающей в России). Но надо также понимать, что Сирия сегодня — это страна с коллапсирующим режимом, страна, прежде всего, мусульманского мира, а справедливая необходимость для России отстаивать и поддерживать собственные интересы в Сирии и в левантийском регионе, сегодня вовсе не означают безусловной поддержки нынешнего режима Асада.

А вот предстоятель РПЦ МП во время визита в Дамаск явно пел с голоса асадовского режима. Например, муфтий Ахмад Бадреддин Хассун (человек, очень кстати, религиозно широко мыслящий — автору этих строк пришлось услышать от сирийского муфтия мысль о том, что нет трех религий — иудаизма, христианства, ислама, — а есть три ипостаси одной религии) популярно объяснил российскому гостю, что это образ мышления западного типа: освободить регион от христиан и дать власть в некоторых из арабских стран религиозным экстремистам. Понятно, что в Сирии верховный муфтий — лишь религиозный чиновник правящего режима.

Но в ответ Патриарх Кирилл начал активно озвучивать в Дамаске тезис об угрозе и фактически реально существующей христианофобии на Ближнем Востоке, по сути, солидаризовавшись по данному вопросу с нынешним исламофобствующим римским понтификом. Между тем, все не так просто и однозначно. Конечно, нельзя сказать, что отношения между христианами и мусульманами на Ближнем Востоке беспроблемны. Однако и утверждения о тотальной христианофобии в этом регионе носят очевидно провокационный характер и, если честно говорить, являются одним из оснований для эмиграции арабских христиан в более благополучные страны. И московский Патриарх, солидаризовавшись с идеями христанофобии, потенциально нанес определенный, хотя во многом пока и латентный, вред отношениям России с мусульманским миром. Вдвойне недальновидно, что он солидаризовался также и с политически агонизирующим режимом, который отвергнут даже мусульманским миром в лице Лиги арабских государства. Если и дальше Чистый переулок будет проводить «дипломатию» медведя на воеводстве и столь активно вторгаться не в свои дела, то политическим наблюдателям останется лишь горестно вздохнуть.

Валерий Емельянов,
ИАЦ Время и мир,
для «Портала-Сredo.Ru»

Новости партнеров

 





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Бердычи наши, но надо зачистить: 47-я ОМБр «Магура» трусливо сбежала из поселка после ФАБизации

Село под контролем ВС РФ, но о полном освобождении говорить еще рано — у...

Русские штурмовики по «муравьиной тропе» ворвались на окраины Часова Яра

На Артемовском направлении части нашей армии продвинулись вперед сразу на 5 километров По данным ряда...

Кирилл Кабанов: Русского национализма нет, но враги у русских есть

Пугающую страшилку про высокий риск возникновения "межнациональной розни" в России после теракта наши откровенные...