Включить Сердюкова в дело «Оборонсервиса» следствию пока не удается. Зато появилось новое дело, в котором бывшему министру будет отведено самое «почетное» место – обвиняемого. Доследственная проверка, которую проводит Главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР по всей деятельности Анатолия Эдуардовича в качестве министра обороны, позволила это сделать… О деле известно, что пока неустановленные высокопоставленные военные использовали во вред родному ведомству свои полномочия и летом 2011 года снарядили вертолет с 15 солдатами-срочниками из авиационной части на озеленение частной базы отдыха в Астраханской области, где те и провели целый месяц, в поте лица превращая выжженную степь в оазис с рулонными газонами травы и пирамидальными тополями.
База под названием «Житное» принадлежала мужу сестры Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову и расположена в дельте Волги. Место считалось идеальным для рыбалки и охоты, но зелени в нем явно недоставало, и от этого отдыхавшим там исключительно VIP-персонам было не очень уютно. Ситуацию исправили за казенный счет, одновременно проложив к объекту асфальтированную дорогу. Военные в своей среде называли «Житное» министерской дачей.
Новости партнеров
Пикантности ситуации добавляет то, что на «Житном» впоследствии рыбачили тогдашний президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, пишет «Коммерсантъ».
Состав преступления здесь следующий: работы по озеленению проводили за счет военного ведомства, но в интересах совладельца ООО «Житное», находящегося в Икрянинском районе, – Валерия Пузикова. То есть отдавшие распоряжение об озеленении совершили должностное преступление, следствием чего и стало возбуждение уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Что же касаетсяавтодорогидо «министерской дачи» от ближайшего к ней поселка Краса, разбирательство по ней пока продолжается. Один из участников проверки сообщил газете, что пока не посчитан ущерб, который ее строительство нанесло государству, а тот, что назывался раньше – 18 млн рублей, – оказался сильно заниженным. Цифра была получена путем умножения средней стоимости километра полотна шириной 6 метров на его длину – 8 км. На самом же деле, учитывая специфику места, считать следует по-другому. К дороге нужно прибавить стоимость трех мостов через речные протоки, а также стоимость доставки материалов, осуществлявшейся вертолетами. Денег стоил и проект дороги, а также его согласование с администрацией Икрянинского района, как и перевод земли под дорогой из категории «земли сельхозназначения» в «земли военного назначения». Сюда же следует добавить зарплату строивших дорогу солдат и командиров инженерного батальона железнодорожных войск. «С учетом всех этих корректировок общая сумма ущерба получается уже в пять раз больше», – отметил источник.
В отличие от дела «Оборонсервиса», где роль Сердюкова до сих пор неясна следствию, во всем, что касается «дачи», она прослеживается отчетливо. Следствие опросило свидетелей, в число которых вошли все заместители бывшего министра обороны, а также начальник Генштаба, и установило, что дорога к «Житному», как и ее озеленение, проводилась по личному указанию Анатолия Сердюкова, а все касающиеся строительства документы – проект, смета, график производства работ, – утверждены его подписью.
Да и Сердюков признал 11 января на допросе ГВСУ СКР, что является родственником совладельца «Житного» Пузикова, а сам «бывал на этом объекте по долгу службы». Однако дальше этого признания не пошли. Отвечая на вопрос, кто в министерстве инициировал прокладку дороги, Сердюков перевел стрелки на начальников профильных управлений военного ведомства, которые составляли и подписывали все строительные документы, заметив, что он их только утверждал. В смысле – проглядел оплошность подчиненных.
Неожиданную грань этого дела обнаружил адвокат бывшего министра Генрих Падва. По его мнению, в «дорожном» эпизоде отсутствует не только личная заинтересованность экс-министра, но и нет никакого ущерба министерству, а значит, и оснований для возбуждения уголовного дела не имеется. Свою революционную трактовку «дорожных обстоятельств» мэтр адвокатуры объяснил газете так: «Дорога, как и земля под ней, стала собственностью Минобороны. Ведомство может продать ее, сдать в аренду и получить с этого прибыль».
Здесь следует заметить, что дорога проложена в голой степи, пересекаемой речными протоками, и если убрать оттуда базу «Житное», получится, что она ведет в никуда. Пользуются ею, кроме «випов», только местные охотники и рыбаки, но они, как правило, дорог в аренду не берут, предпочитая перемещаться на подручных средствах по бездорожью – так получается дешевле. Наверное, с таким же успехом можно было бы сдать в аренду участок на Луне из тех, что продает одна ушлая иностранная компания, оформляя при этом все положенные документы. Введение на этой дороге платного проезда тоже вряд ли поможет министерству отбить потраченное. Так что деньги зарыты в землю основательно и навсегда.
Новости партнеров
Озеленение же, по словам Падвы, и вовсе является «мелочевкой на фоне фигурирующих в деле «Оборонсервиса» миллиардов». Его вполне можно считать «благотворительностью или спонсорской помощью, которую имело право оказывать оборонное ведомство».
Гм, однако! Благотворительностью кому? Вполне себе состоятельному бизнесмену, имеющему, по данным СМИ, кучу ликвидного имущества и недвижимости по всей стране? До недавнего времени считалось, что в благотворительности нуждаются больные, немощные, сироты, гибнущие культурные объекты, но уж никак не бизнесмены, устраивающие VIP-рыбалки и VIP-охоты. Эдак скоро мы и до благотворительной помощи олигархам докатимся.
Впрочем, следствие оценило эту «благотворительность» вполне трезво: одно уголовное дело уже есть, а другое – по ст. 285 УК РФ – возбудят на следующей неделе. Далее эти дела будут объединены, а Анатолий Сердюков станет мецена… простите, фигурантом.
Тем временем Минобороны оказалось замешанным еще и в сомнительных схемах по обналичиванию денег через подставные фирмы, объявили представители МВД. Вчера стало известно, что нити от них ведут к военному ведомству. Агентство Интерфакс сообщило о новых обысках в ОАО «Красная звезда», которое входит в холдинг «Оборонсервис».
Пресс-служба МВД, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России обнародовали информацию о том, что «пресечена деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в организации незаконной банковской деятельности и обналичивании более 800 млн рублей».
Технология этого бизнеса все та же. «Обнальная» площадка включала более 50 фирм-однодневок, на счета которых переводились безналичные финансовые средства для притворной оплаты неких товаров и услуг, затем деньги обналичивались (выдавались чемоданами в бумажном виде) под липовые договоры и выводились в офшоры. Комиссия организаторов составляла 3-5% от суммы.
«Услугами участников группы, как правило, пользовались различные коммерческие организации, получающие денежные средства из федерального бюджета РФ, в том числе по контактам с Минобороны России», – констатирует МВД. По этим фактам было возбуждено уголовное дело, по местам работы и жительства злоумышленников проведены обыски.
Вчера Интерфакс со ссылкой на источники в «Оборонсервисе» сообщил, что правоохранительные органы провели обыски в управляющей компании ОАО «Красная звезда» – субхолдинга, в состав которого входит одноименный издательский дом, а также ряд военно-картографических фабрик и военные издательства и типографии. Сам этот субхолдинг является составной частью «Оборонсервиса». «В ходе обысков изъяты жесткие диски персональных компьютеров ряда должностных лиц компании. В настоящее время правоохранительные органы выясняют местонахождение бывшего руководителя ОАО «Красная Звезда» Марины Лопатиной», – сказал собеседник агентства. По его словам, Лопатина проверяется на причастность к продаже имущества одного из подразделений издательского дома «Красная звезда», «Воениздата», на сумму в 10 млн долларов.
Новости партнеров
«Так называемый черный нал является одним из основных инструментов функционирования современной теневой экономики, объемы которой, по некоторым оценкам, сравнимы с объемами легальной российской экономики, – отмечает ведущий юрист практики налогового права группы «Яковлев и Партнеры» Андрей Фелюст, слова которого приводит «Независимая газета». – И наибольшая потребность в наличных средствах возникает при реализации коррупционных схем, в том числе при исполнении госконтрактов. Это объясняется тем, что обналичивание денежных средств является сегодня одним из наиболее простых и дешевых способов их обезличивания, а также очень серьезно затрудняет возможность последующего контроля за подобными транзакциями. Прибыльность же этих операций настолько высока, что оправдывает все издержки».
Как известно, получение госконтракта часто сопровождается «откатом» чиновникам, которые его подписали или пролоббировали. А чтобы получить наличные деньги на «откат», руководитель фирмы загоняет «безнал» на обналичку, затем берет чемодан (баул, мешок) с долей чиновника и несет ему в кабинет, или же отправляет на его счет в иностранном банке. И все шито-крыто. Так работает теневая часть нашего бизнеса…
Александр Романов
http://www.km.ru/v_ross