К сожалению, пока трудно сказать, насколько окончателен отказ Европейского союза (и зависимых от него стран вроде Швейцарии) от увеличения давления на Российскую Федерацию…
Это давление очевидным образом невыгодно самому ЕС и принесёт ему в стратегической перспективе вообще катастрофический ущерб. В то же время РФ располагает множеством способов уйти из-под санкционного давления. Скажем, в ходе недавней пекинской встречи высших руководителей стран, входящих в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, среди десятков соглашений РФ со множеством партнёров заключён и контракт о поставке в Китайскую Народную Республику газа из тех же российских месторождений, что снабжают Европу. Это вполне чёткий сигнал: ЕС более не монопольный покупатель — значит, рычагов давления у него стало меньше.
Новости партнеров
Но в то же время нельзя забывать: вред этих санкций для ЕС был очевиден ещё до их введения. Более того, даже послужившая поводом для внутриукраинского конфликта и последующих санкций экономическая ассоциация Украины с ЕС — вовсе не такое уж благо для самого ЕС: он даже в мирных условиях мог извлечь из открытия Украины вовсе не так уж много, чтобы окупить неизбежное ухудшение отношений — и самой Украины, и ЕС — с РФ. Недаром ЕС включил в соглашение об ассоциации множество требований, на которые не пошёл бы ни один разумный государственный руководитель — похоже, именно в расчёте на то, что от этого соглашения Украина, в конце концов, откажется, а люди и структуры в самом ЕС, затеявшие такое безрассудство, сохранят лицо. Другое дело, что Соединённые Государства Америки тут переиграли Европейский союз — провели на Украине очередной государственный переворот и заставили её принять даже эти откровенно самоубийственные условия, тем самым спровоцировав ухудшение отношений Украины — а через неё и ЕС — с РФ. Но даже тогда ЕС оказался вынужден отсрочить запуск процесса экономической ассоциации — как раз чтобы не слишком ссориться с РФ.
Если при таких условиях ЕС вообще пошёл на санкции — значит, он оказался под таким сильным давлением СГА, что вынужден действовать даже в ущерб себе. Это давление может вновь усилиться — и тогда ЕС вынужденно согласится на очередную дозу санкций.
Но есть ещё одно «но». Рядовые граждане Европейского союза, менее политиков зависимые от заокеанского дядюшки, уже вполне открытым текстом протестуют против этих самых санкций. Ангела Доротея Хорстовна Каснер (по первому мужу — Меркель) даже жалуется на то, как надоели ей звонки и письма от немецких деловых людей, требующих отказаться от санкций. А ведь понятно: непосредственно канцлеру могут писать — а тем более звонить — лишь очень влиятельные люди.
Да и в самих Соединённых Государствах не всё так однозначно. Барак Хусейн Барак-Хусейнович Обама до сих пор демонстрировал твёрдость, суровость и даже свирепость не в последнюю очередь потому, что экономическая обстановка в СГА совершенно аховая, и победа республиканцев на очередных парламентских выборах была практически неизбежна. Всё, что Обама мог в таких условиях сделать, — демонстрировать крутизну в надежде на то, что не все рядовые американцы откачнутся от демократов. Но этой самой крутизны явно не хватило. По результатам выборов 2014.11.04 республиканцы контролируют обе палаты конгресса, и чтобы подготовить сколько-нибудь приемлемую почву для следующих выборов 2016.11.08 (в СГА федеральные парламентские выборы проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого второго года, а в каждый четвёртый год к ним присоединяются ещё и президентские), Обаме остаются только средства, имеющиеся в распоряжении исполнительной власти, поскольку ясно: любые его инициативы, требующие одобрения законодателями, будут теперь блокироваться просто ради того, чтобы воспрепятствовать демократам, чтобы обстановка в стране продолжала в целом ухудшаться (принцип «чем хуже, тем лучше» популярен почти в любой оппозиции). Поэтому теперь Обама, с одной стороны, имеет меньше возможностей продолжать давление на западную Европу, а с другой стороны, вынужден срочно искать манёвры исполнительной власти, способные улучшить экономику страны. А для этого, насколько я понимаю, ему надо улучшать взаимодействие и с Европейским союзом, и с Российской Федерацией, и с Китайской Народной Республикой, потому что любая конфронтация — дело затратное для всех её участников.
Правда, у СГА есть ещё один сильный способ давления на РФ. Они вряд ли смогут выбраться из нынешнего провала, не восстановив большинство рабочих мест, выведенных за предыдущие четверть века в регионы с дешёвой рабочей силой. Чтобы компенсировать дороговизну американских работников, нужна дешевизна нефти и газа на внутриамериканском рынке. А поскольку он — один из крупнейших в мире импортёров этого сырья, по мере развития внутриамериканской добычи оно дешевеет и во всём мире. Но уже нынешняя цена нефти позволяет окупить далеко не всю американскую сланцевую добычу, а скважины в нефтеносных сланцах служат всего 2–3 года (в газоносных — от силы год), так что специалисты в СГА уже планируют, как быть после сланцевого бума. Резервных фондов основных нефтедобытчиков — Российской Федерации и Саудовской Аравии — хватит как раз на 2–3 года.
В любом случае понятно: дальнейшее давление на Российскую Федерацию ослабляет экономику Европейского союза гораздо сильней, чем экономику Соединённых Государств Америки, но и её тоже ослабляет достаточно для того, чтобы американцам стоило подумать о прекращении этого давления. Поэтому очень надеюсь: СГА скоро по примеру ЕС также прекратят наращивание санкций. А уж когда они убедятся, что нас их санкции вовсе не пугают — они сами откажутся от давления на острый конец гвоздя, упирающегося в РФ шляпкой…
Анатолий Вассерман
Новости партнеров
Читайте также: