Во взаимоотношениях России и США проект ЕвроПРО выполняет роль пресловутого «яблока раздора» из древнегреческих мифов. Принципиально и аргументировано отрицаемый нашей страной, он с такой же категоричностью приветствовался заокеанскими политиками и некоторыми европейскими союзниками США, особенно из числа новоиспеченных членов НАТО. На территории Старого Света собирались разместить все периферийные части ПРО – станции дальнего обнаружения, радиолокационные средства слежения и сопровождения целей и сами боевые ракеты-перехватчики. Допуск европейцев в центр управления ЕвроПРО, их участие в принятии решений «стрелять/не стрелять» и «сбивать/не сбивать» не планировался никогда. Можно даже восхититься тем многолетним упорством, с которым американские власти продвигали свой антиракетный зонтик за европейский порог.
Идея разместить военную инфраструктуру для перехвата вражеских ракет на территории Европы зародилась в администрации Дж.Буша еще в 2001 году. Пребывая в эйфории от могучих побед американской армии над прячущимися в пещерах талибами, в декабре 2001 г. президент США объявил о «необходимости эшелонированной противоракетной защиты своей страны и ее союзников, в том числе и восточноевропейских». Правда, за прошедшие 11 лет выкурить талибов из афганских пещер так и не удалось (как и умиротворить Ирак), но это уже другая история…
Новости партнеров
2002 год – США в одностороннем порядке денонсирует договор об ограничении систем ПРО, столь оригинальным способом отметив 40-летие этого важнейшего антимилитаристского документа. С 2002 года юридических препятствий к евроразмещению противоракетной обороны не существует. Препятствия политические планировалось преодолеть, а про трудности экономического и военно-технического порядка тогда никто из американских стратегов и политиков не думал. Как выяснилось впоследствии, совершенно напрасно.
2004г – 2006 г. Между США и Данией подписан договор о модернизации РЛС в Гренландии, между США и Великобританией достигнуто соглашение о скорейшем строительстве новейшей РЛС в Йоркшире, Аляске размещены пять новых противоракет шахтного базирования.
2007 – 2008 г. Подписаны официальные соглашения о строительстве боевых компонентов ПРО в Польше и Чехии, впоследствии к этим странам присоединилась Румыния. Резкая реакция России, заявление президента Медведева о возможности размещения в Калининградской области мобильных ракетных комплексов «Искандер». США продолжают массированную пропагандистскую компанию о «ненаправленности» ЕвроПРО против Российской Федерации.
2008 г. – 2010 г. Неоднократные попытки России получить объективное подтверждение «нейтральности» нового антиракетного щита не имеют успеха. Все предложения об использовании российских радаров совместно с НАТО, о создании секторальной ПРО с участием нашей страны и множество других дипломатических инициатив РФ заканчиваются безрезультатно. Новый президент США Б.Обама приостановил строительство военных объектов ЕвроПРО в Чехии и Польше с формулировкой «следует отдать предпочтения системам морского и мобильного наземного базирования в европейской противоракетной обороне».
Пресловутая «перезагрузка» во взаимоотношениях США и России практически не повлияла на антиракетные планы американской администрации. Еще менее года назад, в декабре 2011, госсекретарь Х.Клинтон вновь заявила о необходимости «еврозонтика» для защиты от Ирана и напрасных опасениях России по его поводу. Трогательную заботу о нашем народе проявил генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмунссен, посоветовав потратить бюджетные средства РФ на «модернизацию российского общества и создание новых рабочих мест» вместо финансирования адекватных военных мер противодействия ПРО.
Проблема «адекватного финансирования» ЕвроПРО действительно оказалась очень актуальной, тут генсек НАТО как в воду глядел. Но вряд ли кто-нибудь из североатлантической элиты мог предполагать, насколько жестко и недвусмысленно она будет сформулирована их же собственными экспертами.
Независимый и весьма авторитетный Национальный исследовательский совет США, консультирующий американское правительство по важнейшим стратегическим вопросам, выдал заключение по планируемой архитектуре и функционалу ЕвроПРО. Специалисты NRC три года изучали столь трепетно оберегаемый от всех невзгод проект и выдали заключение о его полной несостоятельности – по крайней мере, в нынешнем виде.
Новости партнеров
Эксперты NRC полагают, что главной ошибкой ЕвроПРО является идея сбивать баллистические ракеты потенциального врага на старте или на коротком участке разгона. В докладе сказано, что уничтожение баллистических ракет сразу после старта «возможно лишь теоретически», да и то после дополнительных вложений порядка 500 (пятисот) миллиардов долларов. Если же расстреливать цели на маршевом участке траектории – пока они летят через океан – то потребуются военные расходы на уровне 40-50 млрд. $. В докладе NRC приведен подробный расчет замены польско-румынского расположения противоракет на их дислокацию в штате Мэн на крайнем северо-востоке США. Кроме десятикратной экономии средств, такой «переезд» позволит бороться с ракетным нападением стран-изгоев гораздо эффективнее с военной точки зрения. Замечателен тот факт, что о «защите европейских партнеров по НАТО» в докладе комиссии упоминается мимоходом, на уровне общих фраз и размытых деклараций. ЕвроПРО рассматривается как средство обороны континентальной Америки. Зонтик-то был европейским только формально, господа союзники США…
Что получается в сухом остатке. Для политической элиты США 10-12-ти кратная экономия средств налогоплательщиков – фактор нешуточный. В условиях двухпартийной системы отдавать такой козырь оппоненту недопустимо, с учетом непрекращающегося кризиса в мировых финансах – недопустимо вдвойне. После 4 ноября Обаме или Ромни придется выполнять предвыборные обещания, а для США они традиционно связаны с внутренней политикой – социальным обеспечением, реформой медицинского страхования, пенсиями, пособиями, налогами, созданием рабочих мест и т.д. Конечно, есть и желание иметь рычаг давления на Россию в виде ЕвроПРО. Но уж больно дорогим и неэффективным получается этот рычаг. Логично предположить, что американские противоракеты размещаться в Европе не будут – ни в шахтном, ни в мобильном вариантах. Вне зависимости от исхода выборов на пост президента США, у руководителя лидера западного мира есть отличный шанс на подлинную «перезагрузку» отношений с Россией. Перезагрузку, которую не будет омрачать подкисшее и сморщенное яблоко раздора под названием «ЕвроПРО».
Даша Гасанова
http://www.grtribune.ru/
http://www.newsland.ru/