Наиболее известным визитом в Украину помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии был ноябрьский, 2013 года. Тогда она раздавала на Майдане бутерброды и печенье. «Печеньки Нуланд» до сих пор припоминают майданным скакальцам в качестве зарплаты за развал страны в интересах США.
Последний же визит, 14-15 мая, проходил без «печенек». Более того, возникло впечатление, что все происходило в совсем противоположном режиме. Если учесть, как исходила пеной киевская политологическая тусовка, доказывая, что «нас не сливают», «на нас не давят» и речь идет о «сложной дипломатической игре», то возникает устойчивое впечатление, что Нуланд доставила вовсе не печеньки, а живительные пинки.
Новости партнеров
По итогам визита помощника госсекретаря я хотел бы отметить три тезиса и одну встречу.
Тезис №1: США не уверены в необратимости украинских реформ.
Особое недовольство вызывает ситуация в сфере борьбы с коррупцией, хотя, объективно говоря, она как раз улучшилась – к власти пришли люди бессовестные, ворующие открыто, но при этом некомпетентные настолько, что они и воровать толком не умеют.
Второй болезненный момент – конституционная реформа, без которой под вопросом остается не только примирение на Востоке страны, но и целостность оставшейся ее части. Вашингтон об этом отлично осведомлен – недаром он приложил столько усилий к предотвращению прямого столкновения между Коломойским и Порошенко.
Тезис №2: США «очень сильно настаивают» на реализации Минских соглашений.
Смысл сигнала очевиден – США не достигли своих целей в Украине, поэтому украинская тема не может быть использована в ходе президентской избирательной кампании нынешней администрацией и ее преемниками. Америка – не Украина, скормить ей явное поражение в виде «перемоги» не удастся. По крайней мере – во время предвыборной кампании.
Новости партнеров
В то же время американцы вовсе не собираются бросать столь важный в геополитическом смысле плацдарм. Кризисы, подобные украинскому, надо не улаживать, а держать под контролем в замороженном состоянии. А вдруг пригодится?
Тезис №3: США готовы присоединиться к «нормандской четверке».
Позитивно ли это – сказать трудно.
С одной стороны, формат диалога «выпрямляется». Ибо всем понятно, что Киев никакой субъектности в конфликте на территории Украины не имеет. Его участие в любых переговорах представляет собой просто «испорченный телефон» в отношениях Вашингтона и Москвы.
С другой стороны, Москва, очевидно, была заинтересована в проявлении самостоятельной субъектности Берлином и Парижем. Увы, заставить Европу действовать в русле своих, а не американских интересов практически невозможно. Об этом наглядно свидетельствует и абсурдное решение Парижа утопить уже построенные для России «Мистрали», и не менее абсурдное поведение Меркель в Москве. Вспомним, как на вопрос о дальнейших санкциях в отношении России в случае невыполнения Минских соглашений Меркель ответила длинным периодом, в котором Россия вообще не упоминалась.
Кроме того, повторюсь, что США реализуют в Украине свои цели, и напрямую им будет это делать проще, чем посредством не слишком адекватных переговорщиков из Киева и европейских столиц.
Встреча: один из лидеров «Оппозиционного блока» Левочкин.
Группе Фирташа не просто так позволили остаться в украинской политике, а «honoris causa» – за роль, сыгранную в ходе Евромайдана. Причем роль отнюдь не пассивную и не сводившуюся только лишь к «сливу» Януковича. «Фирташевцы» были одними из организаторов Майдана.
Новости партнеров
Конфликт США с Фирташем изначально политического характера не носил – претензии к нему были связаны с «некорректным» (с точки зрения американских монополий) поведением на рынке соды. Правда, ситуация изменилась после того, как Фирташ избрал «политический» способ защиты и предал гласности свою роль в создании блока Порошенко-Кличко. Теперь США надо выводить из-под удара действующего президента Украины.
Ну и, наконец, влияние ОБ не такое уж маленькое. Они весьма эффективно пользуются оппозиционной риторикой и представляют себя защитниками населения Юго-Востока. На фоне провала всех остальных партий Майдана, которые несут ответственность за политику правительства Яценюка, ОБ имеет хорошие стартовые условия для участия в запланированных на осень местных выборах и вполне вероятных досрочных парламентских выборах. А в окружении Порошенко есть настроения в пользу переформатирования большинства таким образом, чтобы включить в него ОБ…
Между прочим, для более эффективного проведения реформ и реализации Минских соглашений нужен новый парламент – без «комбатов», «казаков гаврылюков», с уполовиненной фракцией «Народного фронта» и т.п. Так что вполне вероятно, что Нуланд вела переговоры как раз о формате нового большинства после досрочных выборов.
Если это действительно так, то совсем без печенек (точнее – их обещания) не обошлось.
Василий Стоякин,