Истекает год со дня смены власти на Украине — в конце февраля прошлого года Верховная рада отстранила президента Виктора Януковича от власти, изменила конституцию и назначила досрочные выборы главы государства на 25 мая. По их итогам президентом Украины стал миллиардер Петр Порошенко…
К власти пришли так называемые проевропейские силы, однако за это время страна не только не приблизилась к ЕС, но и оказалось на грани дефолта. Акции протеста, получившие название «революции достоинства», привели к потере Украиной своих территорий, войне в Донбассе и многотысячным жертвам.
Президент и премьер, не осуществившие ни одну из обещанных реформ, стремительно теряют поддержку населения. Между тем эксперты исключают проведение масштабных протестных акций, подобных Евромайдану.
За что боролись?
Массовые акции протеста начались на Украине осенью 2013 года, после того как правительство Николая Азарова приняло решение приостановить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Позже эти акции получили название Евромайдан.
Первоначально протестующие требовали только возобновить курс на евроинтеграцию, однако со временем список их требований расширился: они начали настаивать на отставке кабмина, досрочных выборах президента и Верховной рады.
Пик противостояния пришелся на 18-21 февраля, радикально настроенные участники пошли на штурм правительственного квартала, в ходе столкновений с милицией с обоюдным применением огнестрельного оружия в общей сложности погибли более ста человек. Под давлением европейских лидеров президент Янукович заключил с оппозицией соглашение об урегулировании политического кризиса. Документ содержал пункты о выводе силовиков из правительственного квартала, возврате к конституции 2004 года, что означало восстановление парламентско-президентской республики, проведении досрочных выборов президента до конца 2014 года и формировании правительства «национального доверия».
На следующий день Янукович, опасаясь за свою жизнь, отправился на восток Украины, хотя его в этот день ждали в Раде. Депутаты расценили этот шаг как побег. В итоге парламент отстранил его от власти, избрал спикером одного из лидеров оппозиции Александра Турчинова, который также стал врио главы государства и назначил внеочередные выборы президента.
В течение года новым властям удалось подписать и ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС, однако применение договора о свободной торговле по требованию РФ было отложено до 1 января 2016 года. В течение всего срока выполнения этой договоренности Россия пообещала не вводить меры для защиты своей экономики, включая пошлины на ввоз товаров с Украины.
Такой шаг вызвал неоднозначную реакцию в украинском обществе, так как многие участники Евромайдана чувствовали себя обманутыми и не могли понять «ради чего было столько жертв». Не оправдались надежды украинцев и в отношении введения безвизового режима с ЕС. Очевидно, что до урегулирования конфликта в Донбассе это решение будет и дальше откладываться.
Несмотря на обещания властей, украинские правоохранительные органы до сих пор не привлекли к ответственности виновных в гибели людей на майдане Незалежности в Киеве. Генпрокуратура передала в суд дело против нескольких сотрудников спецподразделения «Беркут», которые обвиняются в убийствах митингующих. Следствие обвиняет в причастности к февральским событиям Януковича и списывает невозможность завершить расследование на то, что он скрывается заграницей.
Проевропейская вертикаль
Завершающим этапом формирования новой вертикали власти стали досрочные выборы в парламент Украины. Пять проевропейских партий сформировали большинство, нишу оппозиции в новом парламенте заняла партия «Оппозиционный блок» Юрия Бойко, в основном состоящая из бывших членов Партии регионов. При этом впервые в истории Украины оппозиция оказалась полностью отстраненной от участия в управлении парламентом. Ей не предоставили ни одного руководящего кресла в Раде, хотя традиционно оппозиционеры получали должности вице-спикера и руководителей ряда комитетов.
Несмотря на публичные заявления о единстве, в коалиции почти с первого дня наметился раскол: из-за большого количества участников стороны не могут определиться, кто же будет играть первую скрипку.
Наличие серьезных проблем у партнеров по большинству пунктов продемонстрировало процесс принятия госбюджета на текущий год. Премьеру и президенту буквально пришлось угрожать каждому депутату, который не хотел поддержать принятие документа. Арсений Яценюк шантажировал коалицию своей отставкой, Порошенко — обещал депутатам своей фракции «серьезные кадровые выводы».
Показательным также стало недавнее голосование в Верховной раде за предложенную президентом кандидатуру нового генпрокурора страны Виктора Шокина. Две фракции коалиции — «Радикальная партия» и «Самопомощь» — отказались поддерживать кандидатуру Шокина, требуя проведения публичного конкурса на замещение этой должности. Масла в огонь подлил «Оппозиционный блок», который отдал голоса за президентское предложение.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявил о сговоре части коалиции с бывшими «регионалами», которые входят в состав «Оппозиционного блока». «Сегодня развалена коалиция», — заявил Ляшко, обвинив в этом президента. Желание вести самостоятельную игру в Раде также демонстрирует фракция «Народный фронт» Яценюка. Соратники премьера все чаще выражают недовольство кадровой политикой Порошенко и желанием президента увеличить свои полномочия. Кроме того, Яценюк, имеющий серьезные президентские амбиции, может составить весомую конкуренцию президенту на будущих выборах.
В то же время, по мнению экспертов, на данном этапе участники коалиции не будут официально объявлять о ее развале, мотивируя это продолжающейся войной на востоке страны и критикой со стороны Запада.
Неудавшийся камикадзе, или война все спишет
В конце сентября Порошенко презентовал пакет своих реформ «Стратегия-2020», которые, по его мнению, должны подготовить Украину к подаче заявки на членство в ЕС через шесть лет. Глава государства рассчитывает, что после реформ Украина сможет соответствовать всем требованиям ЕС и подаст заявку на членство в союзе. После победы проевропейских партий на выборах и формирования нового правительства в декабре прошлого года, Порошенко заявил, что теперь ничто не помешает власти реформировать страну. Однако кроме громких заявлений и красивых презентаций, властям не удалось достичь конкретных результатов.
Яценюк, назвавший когда-то свое правительство «политическими камикадзе», постоянно сетует на отсутствие необходимых средств и ограниченные возможности из-за конфликта в Донбассе. Тем временем правительство принимает решения, которые только усугубляют и без того сложное положение простых украинцев, повышая цены на продукты, тарифы на ЖКХ и вводя дополнительные налоги.
Для достижения лучшего результата работы правительства, воодушевленные опытом других стран, власти решили привлечь к осуществлению реформ иностранных специалистов. Эксперты видят в этом решении как позитивные стороны, так и определенные риски.
С одной стороны, назначение на должность главы минфина гражданки США Наталии Яресько позволит контролировать рациональное использование денег, выделяемых Украине международными организациями.
С другой стороны — все предложенные иностранцы — кандидатуры Порошенко, таким образом, президент сможет нивелировать влияние Яценюка. По информации источников РИА Новости, европейские партнеры Украины недовольны действиями премьера и не исключают, что весной могут произойти кадровые изменения в кабмине. Новым главой правительства, вероятнее всего, станет глава финансового ведомства Яресько.
В оппозиции считают, что не стоит уповать на иностранцев и ждать кардинальных реформ, так как власти пытаются «все проблемы списать на войну».
«Сейчас в стране такая тенденция, что все проблемы, отсутствие реформ и продолжающаяся коррупция списываются на войну. На самом деле, многое зависит от правительства, от власти, которая уже проработала больше девяти месяцев. По сути, никаких реформ не было», — считает лидер «Оппозиционного блока» Бойко.
Чистка рядов
На фоне массового назначения иностранных специалистов в органы госвласти, Киев под давлением общественности проводит вынужденное «очищение» своих рядов, начав так называемую люстрацию. Закон «Об очищении власти» (люстрации) был принят Радой 16 сентября только с третьей попытки. Проведение люстрации было одним из требований Евромайдана.
Согласно закону, увольнению подлежат чиновники, работавшие на госслужбе при Януковиче, в течение десяти лет им запрещено работать в госструктурах. Под действие закона попадают около миллиона чиновников разных уровней. В рамках первой волны люстрации до конца 2014 года были уволены более 350 чиновников, в 2015 году этот процесс продолжится.
Критики закона считают, что он будет использоваться властями для расправы над своими оппонентами. Большое количество замечаний к документу также выдвинули эксперты Венецианской комиссии. По их мнению, увольнять надо за персональные проступки, а не за пребывание на должности, а перечень люстрируемых должностей следует сократить. Также, по мнению европейцев, полномочия ответственного за люстрацию органа следует передать независимой комиссии, а окончательное решение в каждом деле должен принимать суд. О несовершенстве закона свидетельствуют и недавние изменения, которые позволили президенту вернуть на службу генералов, попавших под люстрацию.
Источник агентства в антикоррупционном комитете рассказал, что, несмотря на активную публичную кампанию по «очищению» власти, этот процесс сознательно тормозится на самом высоком уровне. И если процесс люстрации кое-как проходит в центральных органах госвласти, то на местном уровне он попросту саботируется.
Борьба с несогласными
Будучи еще не так давно в оппозиции, ее лидеры обвиняли Януковича в политических преследованиях оппонентов, однако после прихода к власти начали применять те же методы: заводить уголовные дела и арестовывать бывших членов его команды. Многие чиновники времен Януковича были вынуждены покинуть страну и сменить гражданство, некоторые переизбрались в парламент и пока защищены депутатским иммунитетом.
Одним из громких дел, которому на днях дали ход после назначения нового генпрокурора, стало дело в отношении экс-главы фракции Партии регионов Александра Ефремова. Против Ефремова еще летом возбудили дело по подозрению в злоупотреблении служебным положением и служебном подлоге. В понедельник ему была избрана мера пресечения — арест с возможностью залога, который за него внесли однопартийцы. Накануне стало известно, что против политика открыли еще одно дело — о разжигании национального конфликта.
Глава Службы безопасности Валентин Наливайченко заявил, что бывший председатель фракции регионалов подозревается в финансировании ополченцев в Луганской области. По его словам, кроме Ефремова подозрения также касаются других народных депутатов, к которым у правоохранительных органов «есть вопросы».
Соратники Ефремова заявили о беспочвенности выдвинутых против него подозрений и решительно потребовали прекращения давления на других лидеров оппозиционных сил. Оппозиция обратились к мировым и европейским структурам с просьбой обратить «пристальное внимание на реальное положение дел на Украине, где под демократическими лозунгами и при попустительстве влиятельных западных политиков строится настоящая диктатура отечественной «клептократии».
Конфронтация двух соседей
Отношения между Украиной и РФ за последний год достигли максимального напряжения. Киев обвиняет Москву в незаконной «аннексии» Крыма, который вошел в состав России по итогам референдума в марте прошлого года, и в финансовой и технической поддержке ополченцев в Донбассе. Россия неоднократно заявляла, что абсолютно непричастна к событиям на юго-востоке Украины, не поставляет ополченцам военной техники и боеприпасов, не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис. В Москве отмечали, что все обвинения в ее адрес бездоказательны.
В конце января украинский парламент принял заявление, в котором РФ называется «страной-агрессором». Глава администрации президента РФ Сергей Иванов назвал «маразмом» заявление Верховной рады и отметил, что такой шаг неудивителен. «Что касается сегодняшнего решения Верховной рады Украины — маразм крепчает. Меня это нисколько не удивляет. Меня не удивит, если завтра Рада примет постановление о том, что Россия совершила агрессию на Луне», — считает Иванов. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин также счел подобное заявление «бредом», который не стоит внимания.
Серьезное ухудшение российско-украинских отношений нашло свое отображение в культурной и информационной сферах. Сначала киевские власти запретили трансляцию более 15 российских телеканалов, позже — показ российских фильмов и сериалов. Кроме того, некоторым звездам российского шоу-бизнеса был запрещен въезд на Украину.
На Украине создали министерство информации, которое будет заниматься информационной политикой в стране и бороться с так называемой российской пропагандой. В журналистском сообществе Мининформации назвали «министерством правды» и «министерством пропаганды» и выступили против его создания.
Верховная рада также приостановила до завершения спецоперации в Донбассе аккредитацию журналистам и техническим сотрудникам некоторых российских СМИ при органах госвласти Украины. Перечень российских СМИ, сотрудников, которым временно приостановят аккредитацию, будет определять Служба безопасности Украины.
Украинская оппозиция считает такой шаг наступлением на свободу слова и введением в стране цензуры. «На самом деле просто проголосован публичный популистский документ, который не несет никакого результата. Этот документ не лишает никого аккредитации. Более того, в самом постановлении нет четких критериев, по которым СМИ лишаются аккредитации, поэтому, к сожалению, этот документ может быть использован как элемент установления цензуры и ограничения свободы слова», — пояснил РИА Новости депутат «Оппозиционного блока» Юрий Павленко.
Руководитель международного отдела Союза журналистов России (СЖР) Тимур Шафир назвал решение Рады «сверхпропагандистским шагом», нарушающим свободу слова и права журналистов. Он отметил, что журналистов не лишали аккредитации даже в самые острые периоды холодной войны и Карибского кризиса.
В МИД РФ такое решение назвали продолжением политики по зачистке информационного пространства Украины. В ведомстве заявили, что бездействие международных институтов в ситуации с лишением российских журналистов аккредитации приведет к серьезным последствиям для свободы слова в этой стране.
Третьего Майдана пока не будет
Ухудшение экономической ситуации и отсутствие результатов по урегулированию конфликта в Донбассе привело к прогнозируемому паданию рейтингов руководителей Украины.
Согласно последним данным соцопросов, уровень поддержки действий главы государства с августа прошлого года снизился на 12%, в премьере разочаровались 14% жителей страны, в целом их действия одобряют менее половины жителей Украины. Действия председателя украинского парламента не одобряют 50% жителей страны, в целом одобряет только треть.
Стремительная девальвация украинской национальной валюты, рост безработицы, война на востоке и вынужденная мобилизация также существенно усилили протестные настроения украинцев и их желание покинуть страну. На данный момент почти половина граждан считают вероятным начало третьего Майдана. Однако эксперты отмечают, что акции протеста подобного масштаба на данный момент маловероятны.
«Народ уже сыт по горло двумя Майданами, которые состоялись, и народ побаивается того, что третий Майдан попросту разрушит Украину и не оставит камня на камне. Поэтому, скорее всего, народ готов к каким-то акциям протеста, но вряд ли это будет Майдан. Скорее всего, это будут более локальные акции», — сказал в комментарии РИА Новости украинский политолог, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Константин Бондаренко.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев также считает, что в ближайшее время, несмотря на катастрофическую экономическую ситуацию и пока нерешенный военный конфликт, не следует ожидать массовых протестов населения.
«Сейчас нужно остановить войну, заняться экономикой, а не добивать экономику. Реальных протестов не будет, будут локальные бунты, но к этому Украине не привыкать. А какой-то массовый протест, тем более серьезное новое протестное движение, а тем более Майдан-3, тут я не прогнозирую», — сказал Карасев…
Читайте также:
Эксклюзивные права на технологию «майдана» — у олигархов из Украины и транснационалов за ее пределами. Народ здесь вышел просто постоять… Если рост комтарифов, цен и всеобщего бардака уже выдавил из вас фразу – «да, будет социальный майдан» — срочно вдавите ее обратно. «Социального майдана» не будет. Точка отсчета: Майдан-2 Вспомним: главным требованием переворота-2014 был уход Януковича и его команды. Что было уже подозрительным. Зачем люди вообще выходят на протест? Чтобы жить лучше. Но как связан уход Януковича с надеждами на лучшую жизнь? Кто-то всерьез верил, что новая команда из старых… Читать дальше »