В московском районе Митино прошел полуторатысячный сход жителей, переросший в стихийный митинг, против строительства в Митине мечети. В митинге активно участвовали известная группа «Православные хоругвеносцы» и другие активисты. В результате строительство мечети отменено московскими властями.
На следующий день несколько десятков православных активистов и казаков с нагайками блокировали вход на открытие выставки «Духовная брань» в московском центре современного искусства «Винзавод». По их мнению, на выставке экспонируются кощунственные картины. В то же время три из этих картин освящены неким заштатным православным иеромонахом в качестве икон.
Православные активисты вполне солидарны со своими мусульманскими коллегами и сетуют лишь на то, что время штурмов и побивания каменьями грешников и еретиков еще не пришло. По поводу событий на «Винзаводе» один широко известный патриотический публицист и литературный критик так и написал в своем блоге: «Проверка на вшивость всех православных. Если есть еще сила в пороховницах, если есть решимость и русское бесстрашие – берите нагайку и канистру, и завтра прямиком к «Винзаводу», к галерее Гельмана. Взывание к власти бесполезно. Выйдут сотни тысяч православных людей, снесут к чертовой матери весь «Винзавод» со скабрезностями, как это делают оскорбленные мусульмане, и никакой ОМОН не тронет». В противном случае, по мнению критика, в России неизбежен новый 1917 год.
Блогер диаметрально противоположных, коммунистических, взглядов, наоборот, пишет: «Возрождение «традиционных религий» ставит Россию на грань религиозных войн. Власти придется остановить гонку в строительстве культовых объектов, пока проигрывающие в ней не взялись за ножи. Собственно, поэтому срыв строительства мечети неминуемо приведет к срыву строительства церквей. Людям же, живущим в нашей стране, пора понять одну простую вещь, что не православие против ислама, а православие вместе с исламом против нас всех».
Как говорится, дело пахнет керосином. Мир стремительно погружается в новое средневековье, потому что именно в Средние века вся политика – и охранительная, и освободительная – делалась под религиозными знаменами. Но почему сегодня все чаще происходит то же самое? Понятно, что Терри Джонс и ему подобные – отмороженные провокаторы. Но почему на их провокации так легко клюют? Вот в чем вопрос.
Думается, ответ следует искать в том, что капитализм вступил в стадию империалистического глобализма. Это означает, что в орбиту капиталистических противоречий втягивается весь мир, все страны и общества, стоящие на совершенно разных ступенях экономического, политического и, что особенно существенно, духовного развития. Именно это последнее обстоятельство позволяет облечь обостряющиеся противоречия глобализма в идеологические формы, понятные и близкие наиболее отсталым участникам процесса глобализации. В результате двадцатилетней деградации в числе самых отсталых оказалась и Россия, и это наложило заметный отпечаток на восприятие текущих событий общественным сознанием.
Тактика идеологов, прикрывающих наступление глобализма, сводится к примитивизации и архаизации главного противоречия капитализма между трудом и капиталом. Утверждается, что никаких классов и классовых противоречий давно уже нет, и скоро совсем не будет. Зато осталась, мол, извечная битва географических пространств, цивилизаций, наций и религий. И враг трудящегося – не его «единокровный» эксплуататор, а «понаехавшие тут» представители иной цивилизации, нации и религии. Внушается идея, что давным-давно уже исчезли буржуа и пролетарии, а остались только представители различных несовместимых друг с другом цивилизаций, благородные цивилизаторы и неблагодарные цивилизуемые – так сказать, «земляне» и «инопланетяне».
Понятно, что господствующим классам, в том числе и российскому правящему режиму, выгодно выдавать классовые противоречия за противоречия геополитические, цивилизационные, культурные, национальные и религиозные. Но, к сожалению, такого рода идеями увлечены у нас и многие защитники эксплуатируемых. Буржуазные идеологи пишут, что никакого рабочего класса не существует, потому что мир вступил в постиндустриальную эпоху. А российские оппозиционные идеологи говорят, что никакого рабочего класса не существует, потому что Россия отброшена в доиндустриальную эпоху. То есть, причины разные, а следствие одинаковое. Отсюда и одинаковый вывод: встанем все как один на защиту наших извечных цивилизационных и национальных духовных ценностей!
Разница лишь в том, что буржуазные идеологи отлично представляют себе подлинное положение вещей, а наши патриоты, похоже, искренне верят во всю эту идейную мешанину. Буржуазия отлично понимает, что «опускание» противоречий капитализма на архаический уровень ведет освободительное движение угнетенных в тупик, развязывает в людях самые темные реликтовые инстинкты и страсти, провоцирует войну всех против всех. И ей это выгодно – в этой мутной водице она рассчитывает наловить еще много рыбки. А вот на что рассчитывает патриотическая оппозиция, не очень понятно…