Много уже сказано о создаваемом «министерстве правды» на Украине. Однако конкретики о министерстве (как госоргане) мало. Появляются лишь обрывочные сведения и косвенные факты, но их анализ дает основание предположить – это будет действительно структура, выполняющая информационный заказ США и НАТО и работающая в их интересах…
Тема роли и значения этого министерства актуализировалась в связи с представлением в Верховную раду проекта госбюджета на 2015 год. Кабмин предлагает выделить Министерству информационной политики 4 млн. гривен. Финансирование предусмотрено отдельной строкой по программе «Руководство и управление в сфере информационной политики» из общего фонда госбюджета.
Новости партнеров
До сих пор никто так и не увидел положения о новом министерстве. Несколько его вариантов появлялись в качестве «точки для дискуссии», однако итогового документа все еще нет. А это важно. Несмотря на желание Ю.Стеця (министра) заниматься исключительно пропагандой/контрпропагандой, в украинском законодательстве есть закон «Об информации», где четко выписаны приоритеты государственной информационной политики. И там о пропаганде вообще ничего нет. Зато есть положения об информационном обществе, об обеспечении прозрачности госорганов и недопущении ухудшения доступа граждан к информации. Насколько полно будут отображены нормы этого закона в положении о министерстве?
Нет определенности и с финансированием структуры. Так, по словам Ю.Стеця, бюджет новой структуры будет «в десятки раз меньше любого другого министерства» и составит примерно 4 млн. грн. (по нынешнему курсу 250 тыс. долл., что уже зафиксировано в проекте бюджета). Объективно этих денег может хватить лишь на аренду помещений и зарплату самого Стеця и одного-двух его замов. По другим данным, он нашел возможность привлечь дополнительно еще 10 млн. грн. со стороны неназванных частных структур, что вообще выглядит абсурдом, ибо сложно понять, как министерство (государственный орган) может существовать за счет частных лиц. Хотя отдаленно похожий опыт уже был у Грузии, чьих специалистов сейчас на Украине, мягко скажем, много.
Но есть и интересные нюансы. Например, депутат Верховной рады от «Самопомощи» В.Войцицкая, комментируя работу с поступившим в парламент проектом госбюджета, вскользь отметила, что «по Министерству информации я не видела, чтобы они делали какие-либо расчеты, потому что на самом деле та идея, которая звучала, это у нас есть Агентство телерадио, что якобы оттуда, из того бюджета, который там заложен будет финансироваться министерство информации. Он входит в бюджет, который на Агентство расписан. Не могут они это вычленить как отдельное министерство, потому что как минимум у нас назначен министр, но у нас нет никакой юридической базы для того, чтобы говорить, а что он будет представлять, этот орган».
Конечно, имеется в виду не Агентство, а Госкомитет по телевидению и радиовещанию, но суть в другом. Даже в 2014 году после секвестров бюджета объем финансирования этого госкомитета составлял более 834 млн. грн. Что уже больше похоже на бюджет министерства. Очевидно, что Стець, учитывая возникший общественный резонанс и его же публичные заявления о минимальном финансировании министерства из бюджета, не хочет привлекать внимание к этому факту.
С финансированием новой структуры есть и другие интересные нюансы. Так, Стець несколько раз заявлял, что видит свою задачу не в перераспределении бюджетных денег на информационную работу, а в координации грантовых программ в этой сфере. Этим же и объяснялся малый бюджет министерства, мол, мы своих денег тратить не будем, а будем лишь формировать запрос на необходимые грантовые программы.
И тут действительно наблюдается активность нового министра. И здесь мы должны обратить внимание на американский «Акт в поддержку свободы на Украине». Мало кто отметил положения закона об усилении информационного присутствия США на постсоветском пространстве (приоритет – Украина, Молдова, Грузия). Цель — «противодействие российской пропаганде» посредством усиления работы «Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»». На это предполагается выделение 10 млн. долл. Все задачи по этой линии возлагаются на Broadcasting Board of Governors – независимое федеральное агентство, отвечающее за американское иновещание. А 12 декабря состоялась встреча директора по глобальным стратегиям этой структуры Р.Боле (Robert Bole) с Ю.Стецем, в ходе которой стороны обсудили «приоритеты сотрудничества на ближайший период».
Broadcasting Board of Governors – это реорганизованное в конце 90-х годов Федеральное информационное агентство США. Оно было создано еще в 1953 году с целью обеспечения «понимания, информирования и влияния внешней политики в продвижении национальных интересов» США. Сейчас в высшее руководство обновленной структуры входит, в частности, госсекретарь США, несколько профессиональных медийщиков, специалистов по стратегическим коммуникациям и нацбезопасности. Они курируют сразу несколько известных американских медиаструктур, в том числе «Голос Америки», «Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»», «Радио «Свободная Азия»». Совокупный бюджет структуры в 2014 году – 733 млн. долл. И вот с этой структурой с многомиллионным бюджетом и собирается активно сотрудничать Ю.Стець.
Новости партнеров
Скорее всего, этим Стець ограничиваться не собирается. И его идея «министерства, работающего на грантах» не так уж абстрактна. Не исключено, что Стець действительно попробует привлечь к финансированию интересующих его программ ресурсы грантовых структур вроде фондов «Открытого общества» Сороса или, например, немецких фондов.
Кроме того, существует определенная возможность привлечь под эти цели деньги и Еврокомиссии, которая часто финансирует телекоммуникационные инфраструктурные проекты, под видом которых может выстраиваться система пропаганды на территории тех же ДНР и ЛНР. Стець уже демонстрирует навыки осуществления собственных идей без активного привлечения бюджета, устанавливая связи с европейскими структурами. Так, во время своей большой 3-часовой пресс-конференции в Национальном союзе журналистов Украины, транслировавшейся «Радио «Свобода»», он отметил, что уже были заключены контракты с Польшей на покупку ретранслирующих элементов. Причем куплены они были по цене 1 долл. за штуку, поскольку Польша, активно переходящая на цифровой формат вещания, просто более не нуждается в таких ретрансляторах.
О чем вообще не говорится в сообщениях, относящихся к новому министерству, – откуда будут браться необходимые Стецю специалисты по пропаганде/контрпропаганде. Судя по всему, их подготовкой займутся США и НАТО. Еще в сентябре 2014 года по результатам визита руководителей нескольких «добровольческих батальонов» в США была достигнута договоренность о специальных курсах подготовки украинских военных специалистами по информационно-психологическим операциям США.
Заметим, что Уэльский саммит НАТО подтвердил внимание альянса к вопросам стратегических коммуникаций, был создан специальный трастовый фонд по этой проблематике. Скорее всего, часть денег из него пойдет и на Украину.
Таким образом, текущие эмоциональные реакции общества на создание Министерства информационной политики создают идеальную ситуацию фонового шума, а на деле осуществляется очень конкретная деятельность по разворачиванию на территории Украины информационно-психологических операций, о чём общество даже не догадывается спросить власть.
И не исключено, что этот шум и формат реакции изначально был учтен создателями министерства именно как фактор отвлечения внимания от сущности реализуемого проекта. Фактически новая структура будет, скорее всего, обладать вполне достойным бюджетом, аккумулировать грантовые иностранные фонды, а также привлекать специалистов, проходящих обучение у американцев по линии информационно-психологических операций и стратегических коммуникаций. И логично, что «министерство правды» будет действовать вовсе не с позиций реализации интересов украинской информационной политики, а как раз в интересах тех самых американцев и НАТО…
Андрей Константинов
Новости партнеров
Читайте также:
Украинский кризис недавно отметил свою первую годовщину. Дай Бог, чтобы последнюю, хотя уверенности в этом нет (скорее будет наоборот). Чтобы понять, когда и для кого он закончился, надо понимать критерии оценок окончания. Скажу сразу, для разных участников конфликта эти сроки будут различными. Для начала надо определить круг участников. Я их считаю так: США, Россия, ЕС, Украина. Безусловно, есть еще до десятка более мелких участников (обычно соседние страны, которых не могут не коснуться кризисные явления такого масштаба). Но они все-таки не принимают решений и не участвуют в «кризисе» непосредственно. Предлагаю рассмотреть причины «вхождения», участие и желаемые… Читать дальше »