Заявление президента РФ Владимира Путина, а вслед за ним и главы «Газпрома» Алексея Миллера о закрытии «Южного потока» вызвало различные толкования данного шага в рядах экспертов и политических деятелей разных стран и разные оценки его последствий для заинтересованных сторон. Одни считают это завуалированным признанием экономической нецелесообразности проекта, другие – попыткой давления на ЕС, длительное время препятствовавшего его реализации. Часть наблюдателей полагает, что наибольшие потери в результате понесет сама Россия, где «поток» уже унес почти $5 млрд, другие уверены, что проиграет в итоге Европа, которая по-прежнему остро нуждается в российском газе, и особенно те страны, куда должен был дойти данный трубопровод…
«Газпром» потеряет лишь около трети от средств, вложенных в проект, или даже меньше, считает глава комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев. «Надо смотреть, во что вложил. На геологические исследования, на поисковые работы, плюс, на закупку оборудования, которое будет востребовано и бесследно не пропадет», — сообщил Язев в эфире «Коммерсантъ FM». Если же трубопровод действительно будет перенаправлен в сторону Турции, вопрос о российских потерях вообще потеряет свою актуальность.
Новости партнеров
К числу тех, кто разделяет эту точку зрения, относится экс-министр энергетики Болгарии Румен Овчаров. По его мнению, Болгария, вставшая последним камнем преткновения на пути трубопровода, сама оказалась проигравшей стороной, тогда как Россия почти ничего не теряет. «У Болгарии была возможность обеспечить свою энергетическую независимость, осуществив три гигантских проекта — Бургас-Александруполис, «Южный поток» и (АЭС) «Белене». Увы, мы упустили свой шанс. А альтернатив практически нет», — сказал Овчаров в интервью радио Sputnik.
А вот действующий заместитель председателя энергетической комиссии парламента Болгарии Мартин Димитров уверен, что на самом деле заявления Путина и Миллера – не более чем блеф. «Это тактический ход Владимира Путина и России. Они ни в коем случае не откажутся от «Южного потока». Возможная переориентация проекта на Турцию привела бы к его подорожанию, по меньшей мере, в два, а то и в три раза, что сделало бы его экономически неэффективным и невозможным», — заявил он в интервью телеканалу НОВА ТВ.
По его мнению, данный шаг РФ может спровоцировать «истерику» в Болгарии, где «будут требовать принять все предложения России». «Но на самом деле у нас есть выбор. Россия хочет построить «Южный поток», и это должно произойти в формате европейских правил и должно быть экономически выгодным для Болгарии», — подчеркнул Димитров.
На то, что речь идет не об окончательном отказе от проекта, а лишь о временной заморозке, надеется и руководитель TMK IPSCO Петр Голицын. «Это важный проект для всех сторон. Когда люди говорят об энергетической безопасности, они часто забывают, что это важно и поставщику и получателю. Мне кажется, что этот проект остается актуальным», — пояснил он корреспонденту РИА Новости на энергетической конференции, прошедшей в посольстве России в США в Вашингтоне.
В Брюсселе же истинную причину остановки «Южного потока» видят в том, что проект оказался экономически невыгодным в изменившихся условиях. «Создание «Южного потока» стоит больших денег. В условиях, когда цены на нефть и газ идут вниз, строительство «Южного потока» становится экономически невыгодным», – цитирует Интерфакс «европейский источник». По его словам, «Газпрому» просто «удобно найти маленькую Болгарию и ругать ее за срыв проекта».
Схожую позицию высказал агентству Reuters гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его мнению, сворачивание «Южного потока» поможет «Газпрому» компенсировать убытки, связанные со снижением цен на мировые энергоносители.
В своих комментариях по поводу случившегося представители ЕС особо подчеркивают, что Брюссель никогда не выступал против строительства «Южного потока», а лишь ратовал за то, чтобы проект соответствовал европейскому законодательству. По словам пресс-секретаря еврокомиссии по энергетическим вопросам Анны-Кайзер Итконен, этой позиции в ЕС придерживаются и сейчас, а решение «Газпрома» принято к сведению и власти Евросоюза проанализируют ситуацию. По данным СМИ, на 9 декабря намечена встреча на министерском уровне представителей Еврокомиссии и стран ЕС, участвующих в проекте «Южный поток» — Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии…
Новости партнеров
Анастасия Кавестникова