Соответственно, России для эффективной защиты от подобного рода угроз могут потребоваться аналогичные методы работы вооруженных сил. Давайте разберемся подробнее, в каких случаях это может быть сделано в соответствии с международным и внутренним законодательством.
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует рассмотреть его правовое регулирование по международному и российскому праву.
Главным международным актом, регулирующим вопросы применения военной силы, является Устав ООН.
В соответствии с Уставом, применение силы разрешается в случае самообороны или использования миротворческих войск по решению Совета Безопасности ООН.
Любое применение военной силы при иных обстоятельствах считается агрессией. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14.12.1974 установлено следующее определение агрессии: «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций».
Следует также учитывать, что Устав предусматривает реализацию права на самооборону как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, что означает участие в международных оборонительных соглашениях и организациях.
Россия является участником Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), который рассматривает агрессию в отношении одного из участников ОДКБ как агрессию в отношении всех членов Договора. Последствием такой агрессии будет оказание военной помощи.
Соответственно, Россия в случае нападения на одно из государств-участников ОДКБ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Беларусь) будет обязана направить вооруженные силы для использования за пределами РФ.
Таковы основные положения, регулирующие применение вооруженной силы на международном уровне.
Национальное право должно служить национальным интересам…
Следует отметить, что данные нормы в значительной степени обесценены действиями западных стран, которые отправляют войска в любую точку света, оправдывая это «национальными интересами». Про международное право при этом предпочитают не вспоминать.
В таких условиях России необходимы правовые механизмы в национальном праве, чтобы своевременно реагировать на возникающие угрозы. Подобные угрозы вовсе не обязательно могут заключаться во вторжении на территорию России. В этой связи следует вспомнить операцию по принуждению Грузии к миру в 2008 году, причиной которой стало нападение на российских миротворцев, дислоцированных за пределами России.
В рамках российского права вопросы использования Вооруженных сил РФ регулируются Федеральным законом «Об обороне».
Пункт 4 части 2 статьи 4 закона «Об обороне» позволяет президенту самостоятельно отдать приказ о введении военного положения и боевых действий в случае возникновения вооруженных конфликтов либо угрозы агрессии против России. Данное право президента подлежит реализации в случае чрезвычайной ситуации, когда необходимо принимать решение «здесь и сейчас», и распространяется на все виды боевых действий — как в пределах России, так и за рубежом.
Что касается возможности использования вооруженных сил за границей в «штатной» ситуации, то закон «Об обороне» также предусматривает на этот случай особый порядок.
До 2009 года пункт 2 статьи 10 указанного закона предусматривал использование вооруженных сил «для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации».
В 2009 году по инициативе президента Дмитрия Медведева (с учетом опыта операции по принуждению Грузии к миру), в указанный закон были внесены поправки, значительно расширяющие право на использование вооруженных сил за рубежом.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 10, предусматривается право президента на оперативное использование вооруженных сил за пределами РФ в следующих целях:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Статьей 10.1 закона предусмотрено: президенту предоставляется возможность использования вооруженных сил по решению Совета Федерации.
Постановлением Совета Федерации № 456-СФ от 16.12.2009 года президенту РФ была предоставлена возможность принимать решения об использовании вооруженных сил за рубежом.
Таким образом, в настоящее время у президента имеется право самостоятельно решать вопросы использования вооруженных сил за рубежом в случае возникновения определенной угрозы.
Зачем нужно право на использование войск за рубежом…
В условиях когда США и другие западные страны пытаются любой ценой удержать конструкцию однополярного мира, большое значение приобретает готовность России к превентивному использованию вооруженных сил за рубежом в случае реальной угрозы национальной безопасности.Ситуация такая же, как с ядерным оружием, — им никто не собирается воспользоваться, но важен сам факт его наличия…
Илья Ремесло, юрист