В битву за чешский ядерный контракт вступает Хиллари Клинтон. На этой неделе госсекретарь США отправилась в Прагу, чтобы лоббировать интересы американской компании Westinghouse. Почему для победы в обычном тендере привлекается «тяжелая артиллерия» в виде американского госсекретаря?… Потому что тендер этот – с большими экономическими и политическими последствиями. Чешские власти вдвое расширяют атомную станцию Темелин. На строительство третьего и четвертого энергоблоков выделено десять миллиардов долларов… За заказ борются Westinghouse и «Росатом». Была еще французская Areva, но чехи сняли ее с тендера, так как слишком медленно и дорого строит. Для американцев этот заказ жизненно необходим…
Накануне визита в Чехию Хиллари Клинтон заявила, что строительство в Темелине – это девять тысяч рабочих мест в США, это возможность, наконец, вырваться на европейский ядерный рынок. Клинтон в Праге прямо жалуется: не в почете в Старом свете подрядчики из-за океана.
Новости партнеров
«Вам необходимо диверсифицировать источники получения энергии. Это касается и Чешской Республики, и всей Европы. Это вопрос государственной безопасности. Мне кажется, здесь в Праге я нашла понимание», — отметила политик.
Намек понятен: 60 процентов нефти, 70 процентов газа и все ядерное топливо Чехия получает из России. Но работать с «Росатомом» чешские промышленники хотят не поэтому. К слову, в партнерстве с российской компанией выступает Skoda.
Просто безопасность американской технологии – под вопросом. Об этом прямо говорит глава чешского агентства по ядерной безопасности Дана Драбова. Реактор АП-1000 за рубежом строить согласились пока только китайцы, и посмотреть на его работу негде.
Кстати, по цене у реактора АП-1000 «референция» как раз есть. На родине, в Америке, Westinghouse строит два таких блока на АЭС Vogtle. Тендер они выиграли в 2008 году, пообещав закончить проект за восемью с третью миллиарда долларов. То есть 3700 долларов за киловатт мощности. Уже сейчас смета разрослась до 14 миллиардов. Окончание строительства отложено на два года. Технология раздувания ядерных смет – давно обкатана. Первые два реактора Vogtle в конце 1980-х Westinghouse построил вообще с превышением бюджета почти в 15 раз.
Конечно, сравнивать цены напрямую почти невозможно, ведь стоимость АЭС во многом зависит от природных условий. Сравним сметные цены на строительство у себя дома как минимальные. В России киловатт мощности атомной станции обходится в три тысячи долларов, в США – в 4,5, в Японии – в шесть тысяч. Именно эти страны — основные игроки в битве за ядерный пирог.
Темелин — не единственный, и пожалуй, не самый большой. Вот мировая карта ядерных битв: на ней – суммы предполагаемых заказов на новые энергоблоки на грядущие 20 лет. Только Китай построит АЭС на полтриллиона долларов, большие рынки также в Индии и на Ближнем Востоке. Общий же объем заказов оценивается в полтора триллиона долларов, примерно 75 миллиардов в год, которые поделят всего пять игроков: Westinghouse, GE Hitachi (у них дела хуже остальных, это их реактор работал на «Фукусиме»), Areva, «Росатом» и южнокорейская KHNP. Сейчас создается еще и китайская компания по строительству АЭС, поэтому неудивительно, что американцы начинают широкомасштабную борьбу за этот рынок.
Недавно Хиллари Клинтон объявила о старте новой внешней политики. Она назвала ее Economic Statecraft. Перевести можно как «Экономический гослоббизм». 14 июня этого года был объявлен даже официальный День гослоббизма. Перед работниками посольств США по видеосвязи выступил президент Барак Обама.
Новости партнеров
«В XXI веке экономика становится все более глобальной. Поэтому я, как президент, объявляю о начале новой эры в нашей внешней политике. Она должна быть нацелена на создание рабочих мест и привлечении средств в США. Такая политика станет основной для нашего лидерства в мире. Я благодарен госсекретарю Клинтон и всем вам за продвижение наших экономических интересов в мире», — сказал глава американской администрации.
Во всех посольствах США на том празднике показывали и видеоролик о сути экономического гослоббизма. Он был создан на основе выступлений Хиллари Клинтон.
«Мы называем это «государственным экономическим лоббированием». Мы должны дать людям возможность работать, торговать, инвестировать, создавать и процветать. Вот для чего более тысячи экономических представителей на шести континентах работают с местными торговыми палатами, бизнесменами и правительствами. Мы создаем партнерства с компаниями, университетами и неправительственными организациями», — говорится в обращении госсекретаря.
О том, как работать с компаниями и неправительственными организациями, лучше других знает Норман Эйсен, школьный друг Барака Обамы. В Вашингтоне за его кампанию по борьбе с лоббистами мужчину прозвали Доктор Нет. Но в 2010 году, вскоре после того, как Чехия объявила тендер на строительство Темелина, его отправляют послом в Прагу.
До этого у США два года не было посла в этой стране, его лоббистские способности в борьбе с лоббистами оценены по заслугам. Еще пример – о работе с неправительственными организациями. Вскоре после того, как «Росатом» выиграл тендер на строительство АЭС Куданкулам в Индии, в соседних деревушках начались массовые волнения. Оказалось, что некие экологи приехали к местным рыбакам и испугали: вся рыба, мол, из-за радиации уйдет. Экологов нашли и задержали, они были из Германии и США.
В настоящее время на этом ядерном рынке перевес — за Россией: девять построенных реакторов за последние десять лет. В том числе единственные в мире энергоблоки третьего поколения – высшей степени надежности. Но этим инженерным технологиям все больше не хватает технологий лоббирования…
Стас Натанзон
http://www.vesti.ru/