Система международного права рухнула, гонка вооружений возобновилась, в Москве сформирована Ставка Верховного Главнокомандования, военно-промышленный комплекс России переведён в «ручной режим управления»…
– Вконец достали эти писаки – рассердится иной читатель. – Им лишь бы тему погорячее. А если нет такой, так сами выдумают на пустом месте. Ну, какая ещё Мировая война? Она при наличии ядерного оружия просто невозможна! Это ж конец человеческой цивилизации… Нет, коллективного самоубийства не будет, политики не дураки, не допустят такого безумия… Пишите, вон, про Новороссию, тоже тема горячая.
Новости партнеров
Да, конечно. Новороссия – тема, безусловно, важная. Если посмотреть на то, что там происходит, с правильной точки зрения. Мне уже приходилось говорить, что нынешняя украинская смута – не более, чем прелюдия к событиям гораздо более масштабным, важным и драматическим, которые в ближайшее (по историческим меркам) время до неузнаваемости изменят всю мировую геополитическую архитектуру.
И в Кремле это, судя по всему, хорошо понимают. Так, 26-го января агентства новостей разнесли новость: «Президент России Владимир Путин в настоящее время осуществляет управление военно-промышленным комплексом страны «в ручном режиме»…» Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве отечественную «оборонку».
Рогозин напомнил, что президент лично возглавил Военно-промышленную комиссию РФ. «Это крайне важно для скорейшего решения всех вопросов в нынешнее тяжелое время, когда нас душат санкциями, когда не продают нам то, что нам крайне необходимо, когда создают нам нечеловеческие условия, что мы даже деньги не можем вернуть за то, что продали», — заявил вице-премьер. По его словам, «в такой ситуации мы уже несколько месяцев как перешли на «ручное управление», президент лично осуществляет «ручное управление» военно-промышленным комплексом, понимая его значение как для обороны, так и в целом для страны»…
Вам это ни о чём не говорит? Мне так, например, даже очень…
Россия готовится к грядущим катаклизмам. К Большой Войне. Путин ведь ещё в прошлом году ясно сказал: мы живём на сломе геополитических эпох. А эпохи эти, как показывает опыт истории, сменяют друг друга через Мировые войны. Сказал это Президент России не походя, не случайно и не вполголоса, а на заседании т.н. «Валдайского клуба», в который входят ведущие российские и международные аналитики и эксперты.
А накануне этого форума с очень серьезными заявлениями выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он заявил: «Возникает принципиально новая картина мира, которая не укладывается в устоявшееся за несколько столетий представление о доминировании Запада в мировой экономике, финансах и политике…
Во многом международная ситуация сегодня определяется тем, что мир переживает переходный период. Мы имеем дело не просто с началом очередного исторического этапа, но, судя по всему, со сменой Эпох»…
Новости партнеров
***
Спустя буквально несколько часов после этого выступления своего министра, Путин высказался с не меньшей определенностью: «Прямота и жёсткость оценок нужны сегодня, чтобы попытаться разобраться, что же на самом деле происходит в мире, почему он становится всё менее безопасным и менее предсказуемым…
Мир вступил в эпоху перемен и глубоких трансформаций…Трудно не заметить коренных трансформаций в глобальной политике, экономике, общественной жизни, в сфере промышленных, информационных, социальных технологий…Не будем забывать, анализируя сегодняшнее состояние, уроки истории. Смена мирового порядка– а явление именно такого масштаба мы наблюдаем сегодня –как правило,сопровождалась если не глобальной войной, то цепочкой интенсивных конфликтов локального характера.
В мире накопилось множество противоречий. США и другие так называемые «победители в холодной войне» решили перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. Под давлением правового нигилизма шаг за шагом сдавало свои позиции международное право. Объективность и справедливость приносились в жертву политической целесообразности. Юридическиенормыподменялисьпроизвольнымтолкованием и пристрастными оценками. При этом тотальный контроль над глобальными средствами массовой информации позволял при желании белое выдавать за чёрное, а чёрное за белое.
Само понятие «национальный суверенитет» для большинства государств стало относительной величиной… Но односторонний диктат и навязывание своих собственных шаблонов приносят прямо противоположный результат:вместо урегулирования конфликтов – эскалация; вместо суверенных, устойчивых государств – растущее пространство хаоса; вместо демократии – поддержка весьма сомнительной публики: от откровенных неонацистов до исламистских радикалов…
По своей сути однополярный мир – это апология диктатуры и над людьми, и над странами. Сейчас мы вновь видим попытки сформировать «образ врага»,как это было в годы «холодной войны», и получить право на диктат… Чтобы обеспечить свою исключительность.
Но мир, хочу это подчеркнуть,кардинально изменился. Ряд прогнозов, наблюдая сегодняшние тенденции, уже можно сделать, и, к сожалению, они не оптимистичны. Сегодня резко возросла вероятность целой череды острых конфликтов если не с прямым, то с косвенным участием крупных держав…Украина – один из примеров такого рода конфликтов, имеющих воздействие на общемировую расстановку сил, и, думаю, он –далеко не последний. Мы вновь скатываемся к тем временам, когда не баланс интересов и взаимных гарантий, а страх, баланс взаимоуничтожения удерживает страны от прямого столкновения…
Словом,риски не снижаются, а возрастают…»
Новости партнеров
Казалось бы, Путин высказался с исчерпывающей ясностью. В двух словах смысл его выступления таков: война на пороге. Надежд на мирный исход всё меньше. Это не наш выбор, но мы готовы принять любой вызов.
Кстати, перед второй Мировой войной была такая же ситуация. Руководство СССР так же, как сейчас в России, не сомневалось, что война не за горами. Так же Сталин лично, в ручном режиме, курировал оборонку… Правда, тогда Гитлеру удалось-таки его перехитрить. Обмануть и напасть неожиданно. Остается надеяться, что на сей раз Кремль сумеет избежать повторения прошлых ошибок.
Слова Путина о геополитических эпохах и мировых войнах в прошлом году слышали все. Но далеко не все поняли, что он говорит вполне серьёзно. У многих до сих пор не вмещается в голове сама идея о возможности третьей Мировой войны. А между тем она неизбежна. Мир перешёл в то состояние, когда гигантский объём накопившихся противоречий – национальных, религиозных, финансовых, геополитических, исторических и иных – уже в принципе не поддается мирному урегулированию с помощью дипломатических и политических способов.
***
Ещё одним косвенным, но очень красноречивым свидетельством крайней серьёзности сложившейся ситуации стало введение в строй в декабре 2014-го года т.н. «Национального центра управления обороной», созданного в кратчайшие, поистине стахановские сроки. Сейчас в СМИ распространено именно это название, хотя 27 сентября 2013 года, когда министр обороны Сергей Шойгу впервые сообщил о строительстве такого Центра, он высказался иначе, назвав его Ставкой Верховного главнокомандования.
В состав этой структуры, по версии министра, должны быть включены «три составляющие: Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью Вооруженных сил». Потом появились сообщения, что в этот же Национальный центр обороны государства запланировано ввести и Центральный командный пункт (ЦКП) Генерального штаба Вооруженных сил России. По словам Шойгу, «ЦКП Генштаба будет одной из составных частей этого центра обороны, причем, не самой большой».
Национальный центр обороны государства, заявил министр, будет руководить деятельностью не только Вооруженных сил, но и других силовых структур страны, всей военной организацией государства: «Это будет Ставка Верховного главнокомандования, высшая структура обороны страны, инструмент управления экономикой особого периода».
Тут будет нелишне заметить, что ни в Конституции, ни в каких-либо федеральных законах и даже указах президента ни о какой Ставке, ни о каком «Национальном центре обороны государства» – как «высшей структуре обороны страны» – нет ни слова. Да и слов таких – «высшая структура обороны» – просто нет: в Конституции четко прописано, что все права по высшему руководству обороной государства, как в мирное время, так и военное, – прерогатива исключительно Президента РФ, как Верховного Главнокомандующего. Ничего о каких-то «ставках» или «центрах» не говорится и в таких ключевых документах, как федеральные законы «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» или федеральные законы «Об обороне», «О безопасности» и «О гражданской обороне». И никаких упоминаний об «особом периоде» и экономике этого периода тоже не встречается.
И тем не менее такая структура (включая колоссальный объём строительных работ, необходимых для создания в центре Москвы системы подземных бункеров, гарантированно защищённых даже от ядерного взрыва) была введена в строй в кратчайшие сроки и уже с 1 декабря 2014-го года приступила к работе. Вам это по-прежнему ни о чём не говорит?
Что ж, тогда ознакомьтесь с небольшой исторической справкой.
В России за всю её тысячелетнюю историю Ставки Верховного главнокомандования создавались лишь дважды. И оба раза – какое совпадение! – как раз в начале мировых войн. Царская Ставка была создана в 1914-м году, уже после начала Первой мировой, и с того момента, как во главе её встал Государь Император, превратилась в орган с неограниченными властными полномочиями.
Четверть века спустя всё повторилось вновь. На следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) по образу и подобию первой Ставки была вновь создана Ставка Главного Командования, председателем которой сперва был назначен нарком обороны, маршал Советского Союза Семен Тимошенко. Но уже 10 июля 1941-го года новый орган реорганизовали в Ставку Верховного Командования, во главе которой на сей раз встал уже лично сам Сталин. С этого момента власть её стала чрезвычайной и неограниченной. Она распространялась на всю страну – и на фронт, и на тыл, на все отрасли экономики, все сферы жизни государства.
Ну, как: дошло, наконец?
Будет Большая война или нет – вопрос риторический. Разночтения могут быть только в сроках. Что касается России, то для нас – чем позже, тем лучше. Для американцев наоборот – лучше пораньше, пока они не растеряли окончательно свой глобальный потенциал. Так что сейчас идёт борьба нервов, борьбы выдержек, борьба политического искусства, борьба геополитической мудрости, если хотите. Дай Бог, чтобы всего этого Путину хватило с избытком. Чтобы мы не повторили печальный опыт первых месяцев Великой Отечественной…
P.S. Кстати говоря, совсем не факт, что третья Мировая война непременно станет глобальной ядерной войной. Точнее говоря – не факт, что в ней будут задействованы стратегические ядерные потенциалы России и США. И хотя применения тактических ядерных боеприпасов избежать, скорее всего, не удастся, тут тоже далеко не всё предопределено. Многое будет зависеть от того, как сложится ситуаций в Юго-Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Там такое ядерное столкновение, как раз, наиболее вероятно…
Константин Душенов
Читайте также: