В ближайшие пару недель десятки сенаторов окажутся под прицелом «интернет-хомячков». Cотни блогеров по всему свету, и прежде всего в России, заняты анализом деклараций российских парламентариев. Результатом поиска может стать усиление добровольно-принудительного исхода депутатов и сенаторов из обеих палат Федерального собрания. Эксперты считают, что глава государства использует ситуацию, чтобы усилить степень управляемости элитами… Возможность массового ухода в отставку членов Совета Федерации на Большой Дмитровке упорно отвергают. Вчера замглавы комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах членов Совета Федерации Вячеслав Новиков сделал на этот счет пространное заявление – поводом послужила растиражированная в СМИ информация о добровольном сложении полномочий сенатором от Воронежской области Николаем Ольшанским…
Обращает на себя внимание оборонительный тон заявления Новикова: «Пока закон о запрете на владение зарубежной собственностью и финансовыми ресурсами принят не будет, говорить о каком-то добровольном исходе из Совета Федерации сенаторов преждевременно». Получается, сенатор допускает, что после принятия закона эта тема может оказаться актуальной. Новиков признает, что в Совфеде «немало людей из списка «Форбс», но они задекларировали свое имущество, в том числе зарубежную собственность, на владение которой пока запрета нет». По поводу Ольшанского у сенатора «нет причин сомневаться в том, что этот человек покидает палату именно по состоянию здоровья и возрасту». А сам Ольшанский выразил вчера удивление «тональностью публикаций СМИ», обративших внимание на совпадение его ухода из верхней палаты с появлением запрета на иностранные счета.
Новости партнеров
Напомним, кстати, что на днях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подтвердила, что часть сенаторов, имеющих банковские счета за рубежом, рассматривают вариант о возможном выходе из верхней палаты парламента.
Однако Новиков призвал вчера не ждать «массового исхода» из Совета Федерации. Между тем, как сообщил «НГ» депутат из «Справедливой России» Илья Пономарев, в ближайшие две недели на его блоге появится список из двух-трех десятков сенаторов с незадекларированной зарубежной недвижимостью: «Материалов так много, что мы даже не успеваем их обрабатывать. Наши люди работают. И в США, и в Европе. Совет Федерации – клуб состоятельных людей. У сенаторов – порядка 20–30 человек – есть проблемы с имуществом или с бизнесом. Не буду называть фамилий, пока они не опубликованы. Но как только материалы будут подобраны и юридически оформлены – назовем имена».
Беда в том, подчеркивает Пономарев, что в России парламент неработоспособен: «Они не воспринимают голосование как акт принятия решений. И очень недоумевают и удивляются, когда общество на них начинает наезжать, потому что не чувствуют личной ответственности».
По данным Левада-Центра, 73% граждан считают парламент «полностью» или «в значительной степени зависимым» от администрации президента. А «совершенно независимым» считает депутатов и сенаторов лишь каждый сотый россиянин. «Доверие Совфеду невысокое, чуть выше, чем Госдуме, – говорит глава Левада-Центра Лев Гудков. – Но Дума находится в зоне скорее полного недоверия, чем доверия.
Там недоверие в полтора раза превышает число доверяющих. К Совету Федерации люди относятся чуть получше, но во многом потому, что не знают, чем занимается Совфед». При этом, подчеркивает эксперт, большинство убеждены, что туда отбираются люди с деньгами либо отраслевые лоббисты, а не представители регионов: «Большинство граждан убеждены, что у сенаторов и депутатов есть и собственность, и счета за рубежом. И они относятся к этому крайне отрицательно».
Именно поэтому собеседник считает, что рейтинг Совфеда кардинально не обрушится в результате обнародования компромата – он и без того низок: «Просто в обществе усиливается общее ощущение коррумпированности и разложения власти. Это не столько кризис парламентаризма, сколько отсутствие его развития».
Сеть раскрывает гражданам все больше тайн, и что означает вся эта кампания, не знает даже Владимир Путин, считает глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Он действует путем осторожных импровизаций. Маловероятно, чтобы президент захотел обрушиться именно на Пехтина. Скорее всего это было подсказкой самой ситуации и врагов Пехтина – тех, кто слил эту информацию Навальному. Но он принял эту карту, как и в ситуации с Сердюковым, но разыграл ее сам». Эксперт замечает, что Путин не торопится следовать за теми, кто ему предлагает идти до конца: «Видно, что он к этому не готов. Сердюков все еще на свободе, хотя вроде бы не мог не быть обвиняемым. Путин осторожно меняет правила игры. Но, поскольку у него пока нет альтернативных правил, он просто расширяет зону опасности для своего окружения, в основном для верхнего истеблишмента». Экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков, в свое время предсказавший череду сенаторских отставок, сказал, что на очереди – появление неприятной информации в Сети, касающейся чиновников Управления по делам администрации президента: «Я видел некоторые материалы, которые добывают блогеры, они уже пошли по этим структурам. Кандидатов в «список Магнитского» будет все больше».
Новости партнеров
Группа, орудием которой является Александр Бастрыкин, говорит Павловский, хотела бы открыть шлюз для каких-то чисток, но президент этого не хочет: «Одновременно он хочет, чтобы ни одна группа товарищей не считала себя в безопасности. Думаю, что через некоторое время он это покажет и Следственному комитету, и связанным с ним людям».
Уходящие из парламента депутаты и сенаторы, отмечает эксперт, не являются политическими фигурами. В то же время, подчеркивает Павловский, процесс дает возможность удержать элиты в состоянии неопределенности, в которой усиливается их зависимость от Путина: «Они обращаются к Путину с вопросом о новых правилах игры – и в этом состоянии он будет держать их еще некоторое время. Формально ответ есть: соблюдайте закон».
Прежняя система, напоминает эксперт, давала парламентариям и чиновникам право на нормальную предпринимательскую деятельность в условиях правовой защиты, а сегодня эти права останутся за ними только в случае ухода: «Изменение политического климата произойдет, когда появится новый кодекс Путина. А он неизбежен».
В этом кодексе, считает Павловский, сохранится тема законности, которую Путин сегодня активно использует: «Ее не решился использовать Медведев, антикоррупционные дела при нем не затронули путинскую номенклатуру – только сам Путин мог ее затронуть. Что он и сделал».
На почетном месте в новом кодексе Путина окажется тема патриотизма, считает собеседник, понимаемая как личная лояльность Путину: «Однако теперь эта лояльность должна быть подтверждена, она не может предполагаться по умолчанию. Ты должен всячески заявлять о своей готовности поддерживать проекты президента – это новая ситуация. Путин добивается большей мобилизованности верхних элит, большей верности их лично ему»…
Александра Самарина
http://www.ng.ru/politics/