Нападение на американское посольство в Ливии в день одиннадцатой годовщины теракта 11 сентября и убийство посла Криса Стивенса нельзя рассматривать как заурядный террористический акт или покушение на убийство. Это стало важным знаком, указывающим на подстерегающие нас в эру глобализации риски и подразумевающим глубокие политические и социальные трансформации. Так, вслед за событиями в Ливии протестные демонстрации и акции распространились и в других государствах… Прежде всего, данный инцидент показывает пугающую силу интернета и коммуникационных технологий, способных мобилизовать широкие массы. Для подобного рода событий не требуются ни крупные денежные средства, ни масштабная организация, ни продолжительное время, ни достоверные сведения. Необходимы только интернет и коммуникационные технологии, которые в глобальном масштабе распространят определенные образы и эмоции. При этом непредсказуемо, кто и когда сможет выбрать момент для приведения в движение толпы, что предполагает серьезную опасность и нестабильность на международной арене.
Как показывают последние события, для обеспечения стабильности в новой глобальной среде необходимы два элемента: управление образом и управление эмоциями. Коммуникационные технологии позволяют быстро провоцировать эмоции, которые легко формируют образ «друга» или «врага». Ряд исследователей называет современное мировое взаимодействие «геополитикой эмоций» и полагает, что политикой мира управляют чувства страха, унижения и надежды. При этом образы определяют, какое чувство, каким образом и на кого направлено. В контексте последних событий рассмотрим, как взаимодействуют чувства и образы, и что они подразумевают для нестабильной структуры отношений ислама и Запада.
Новости партнеров
При нападении на американское посольство имели место протестные акции в отношении размещенного в сети интернет фильма, оскорбляющего чувства верующих. В сущности, этот фильм спровоцировал толпу путем унижающей риторики на основе культурных и религиозных предубеждений. Мобилизация масс может быть вызвана двумя причинами: первая – техническая (интернет), вторая – эмоциональная (определенные символы, обращенные к типичным предрассудкам). Говоря о значении технического измерения, необходимо отметить, что, если бы не интернет (Youtube), информация о фильме могла не достичь адресата, также как могло и не последовать эмоциональной реакции.
Что касается провокации эмоций, изначально было объявлено, что создателем фильма является американец израильского происхождения Сэм Бэсайл. «Американец» и «Израиль» – ключевые слова, пробудившие массы. Распространявшие эти слова лица прекрасно понимали, что где бы они ни прозвучали – они способны мобилизовать мусульман. Так, впоследствии возникли споры относительно того, является ли Сэм Бэсайл реальным человеком. Как сообщили играющие в фильме актеры, в действительности они полагали, что играют другие роли, при этом один из актеров был изображен Пророком и озвучен после того, как он принял участие в съемках. Теперь уже не имеет значения то, что это был любительски снятый фильм, который невозможно воспринимать серьезно, поскольку стрела уже сорвалась с тетивы, активировав образы и эмоции.
Нет необходимости говорить о том, что фильм не имеет никакой связи с американским руководством. Однако благодаря образам, конструируемым вышеупомянутой «триадой эмоций», мишенью стали руководство США и американское посольство. Особенно после выдвижения тезиса Хантингтона о «столкновении цивилизаций» в общественном мнении возникает идея враждебности ислама и Запада. Ошибки, совершенные Вашингтоном в Афганистане и Ираке после 11 сентября, привели к тому, что эта враждебность стала переплетаться с образом США. Что касается вопроса о превращении образов в протестную акцию, то здесь важную роль сыграли спровоцированные через интернет эмоции. Американское руководство, пытаясь исправить собственный образ в Пакистане и преследуя цель успокоить эмоции протестующих, чтобы показать, что осуждает злополучный фильм, выделило 70 тысяч долларов национальному телевидению.
Иногда образ ислама на Западе, временами образ Запада в исламском мире складываются из различных элементов нестабильности. Виток этих зрелых образов и эмоций за последние 10 лет представляет собой бомбу, готовую взорваться в любой момент. В этой связи сложившуюся ситуацию можно интерпретировать с трех точек зрения.
С точки зрения западного мира…
Восхваляющий наличие демократии, индивидуальных прав и свобод Запад в рамках глобальных потрясений вынужден заново определять эти понятия, научиться проявлять уважение к религии, верованиям и различным культурам, которые его образуют, поскольку в глобализирующемся мире все живут в одном доме. Терпение и уважение к иудеям, буддистам, христианам должно также проявляться по отношению к исламу, при этом необходимо провести четкую черту между свободой выражения своего мнения и оскорблением и унижением.
Декларация того, что ислам должен быть открытым для критики, возможна лишь в случае проведения различия между собственно критикой и оскорблением. В противном случае западный мир, прославляющий свой плюрализм, в новом витке образов и эмоций продолжит утрачивать свой престиж. В действительности, Запад провел подобную черту по вопросу расизма. Сегодня уже никто не расценивает расистские комментарии в рамках понятия о свободе выражения собственного мнения. При этом игнорирование оскорбления религиозных верований и идентичностей может привести к новым рискам для безопасности Запада.
С точки зрения исламского мира…
Одной из распространенных особенностей исламского мира является недостаток демократии. Страны, не являющиеся демократическими, где происходят манипуляции на пересечении образов и чувств народов, становятся благоприятной почвой для насилия. Большая часть населения этого пространства не верит в разницу позиции официального руководства и действий отдельных индивидов. В этой связи полагает, что никто не способен ничего сделать за спиной государства. Это также создает образ, в котором народ отождествляется с руководством. В аналогичной форме для этих стран коррелируют скандальный фильм и американское руководство.
Новости партнеров
Как результат собственной политической культуры народ в авторитарных режимах отождествляет все происходящее в стране (например, наносящий оскорбление фильм) с руководством этой страны (США). Например, ответственность за сожжение экземпляра Корана американским священником возлагается на руководство США. Так, заявление президента Обамы относительно проявления уважения ко всем религиям не привело к успокаивающему воздействию на демонстрантов. В результате в то время как в странах с неразвитой демократией гораздо чаще обращаются к насильственным действиям, в странах, имеющих демократический опыт, таких как Турция, население способно увидеть, что в подобного рода провокационных акциях, направленных против религиозных верований, есть роль неких небольших радикальных групп, и остается более хладнокровным.
С этой точки зрения реагировать (проявлять эмоции) на манипулятивный и провокационный фильм или карикатуру (фальсификацию образа) – значит совершить наибольшую ошибку, поскольку посыл, который стараются передать такие визуализации, связан с тем, что ислам обусловливает насилие, а мусульмане склонны к террору. При этом опровергает или поддерживает этот посыл реакция с применением насильственных методов и кровопролитие? В результате исламский мир, который не в силах контролировать свои эмоции, не сможет управлять собственным образом. Поэтому, протесты, организованные с появлением фильма и карикатур такого низкого качества, означают проявление эмоций по отношению к элементам, которые этого не заслуживают.
С глобальной точки зрения…
Интернет и коммуникационные технологии, приводя в движение общественную и политическую динамику, погрузили нас в среду, в которой зачастую неизвестно, кто с кем, против кого и с какой целью действует. Например, Госсекретарь США Хиллари Клинтон в выступлении после нападения на американское посольство выразила недоумение относительно того, как народ, которому помогали приобрести свободу, мог сделать подобное. При этом странным образом противниками ислама были мобилизованы исламистские группы в форме, которая еще более усугубила образ ислама.
Распространение коммуникационных технологий на международной арене дает возможность всем, кто имеет доступ в интернет, создать глобальное воздействие на общественное мнение. Сегодня идея или действие одного человека может оказать влияние даже в глобальном масштабе и воспламенить массы. Эти технологические возможности при активации образов и эмоций могут создавать непредсказуемые элементы нестабильности. В результате наш мир, постепенно выходя из-под контроля, приобретает волнообразные и непредвиденные формы. С какими еще опасными и нестабильными проявлениями, особенно в отношениях ислама и Запада, нам предстоит столкнуться при отсутствии грамотного управления образами и эмоциями?
Халук Оздемир (Doç. Dr. Haluk Özdemir)
Новости партнеров
(«Ankara Strateji Enstitusu», Турция)