Руководство России и народных республик Донбасса обвинило Киев в несоблюдении условий подписанного в Минске Меморандума о прекращении огня. Выдвигаемые ими претензии к Украине не только справедливые, но и закономерные, вытекающие из сути самого документа. Тем не менее, мало кто обращает внимание на момент, когда прозвучало заявление о нарушении договорённостей украинской стороной.
Начнём с буквы закона. Меморандум или, как его ещё называют — памятная записка, относится к той категории важных бумаг, которые содержат в себе сугубо рекомендательные моменты, либо являются соглашением о намерениях сторон. В отличие от договоров и конвенций, выполнение которых строго обязательно поставившими подпись, меморандум не является правовым актом в привычном нам понимании этого слова, а всё зафиксированное в нём предусматривает наличие огромного количества доброй воли при полном отсутствии внешнего принуждения.
Новости партнеров
Закон — что дышло, куда повернул — то и вышло. Так народная мудрость характеризует ситуацию, когда сила нормативного акта нивелируется процедурным документом. Минский меморандум в момент подписания вообще не имел процедурной составляющей, а все последующие попытки хоть как-то обозначить технологию исполнения носили характер чистой импровизации.
Если взять неформальную сторону, то на подписание соглашений о благих намерениях украинская сторона уполномочила «отставной козы барабанщика» — экс-президента Леонида Кучму. Старый динозавр давно на пенсии, которую у него никто не отнимет, а отсутствие политического авторитета в данной ситуации даже больший плюс, чем его наличие. Иными словами — лезть на рожон Киев явно не собирался.
Для чего тогда принимались минские договорённости, если прекратить конфликт они не могли в принципе?
Ответ на это прост: Европа зависит от российского газа, значительная часть транзита которого идёт через Украину. Один из таких коридоров проходит по оккупированной хунтой северной части ЛНР. Взятие ополчением этой территории под свой контроль автоматически привело бы к появлению нового игрока за столом, а приближение к Харькову, где находится один из важнейших центров газовой логистики, делало позиции новой силы если не беспроигрышными, то весьма серьёзными.
Поэтому всё, что требовалось — отложить разрешение конфликта до окончания отопительного сезона. Тем более, что в ратных делах Киев своей бездарной игрой уже и так рисковал окончательно спутать все карты.
Судя по крайне нервному поведению украинской и европейской делегаций на только что завершившихся газовых переговорах, Кремль достал из рукава козырь в виде напоминания о необходимости соблюдения Минского меморандума. Позиция Украины и так катастрофическая: запасы газа недостаточные, а закупать необходимое для покрытия дефицита не за что. Так что для неё в воздухе серьёзно запахло меркаптаном — той самой зловонной субстанцией, которой одорируют газ для выявления утечки. А тут ещё и про безопасность транзита напомнили…
Виктор Пастушенко
Новости партнеров
Читайте также:
Подписание трехстороннего соглашения о поставках российского газа на Украину ставит как минимум запятую в длившейся более полугода газовой войне. Теперь раскошелившаяся за незалежную Европа до конца марта может быть спокойна за транзит российского газа, а Украина не замерзнет. Почему Россия пошла на это соглашение – и что оно означает в общем контексте борьбы за Украину?… С весны этого года киевские власти требовали от России сохранения льготной цены на газ (по которой с конца прошлого его получал свергнутый ими за отказ идти на ускоренную евроинтеграцию Янукович) и отказывались платить за уже поставленный … Читать дальше »