Для затравки на саммите было принято решение о введении нового пакета санкций против Крыма. Теперь европейскому бизнесу запрещены инвестиции в экономику полуострова, покупка там объектов недвижимости, участие в предоставлении туристических услуг, а также поставки технологий для нефтегазовой сферы (на шельфе полуострова есть месторождения углеводородов). Также запрещены поставки в Крым более 200 наименований европейских промышленных товаров. Фактически Евросоюз усиливает блокаду полуострова и собирается препятствовать его экономическому развитию. Для России подобная политика представляет не столько угрозу, сколько потерю возможностей. На сегодняшний день Крым является своего рода витриной российских перспектив для Украины. Если Москва сможет добиться экономического роста полуострова, то жители других юго-восточных областей Украины будут меньше верить собственной пропаганде и больше ориентироваться на Кремль — вплоть до желания повторить судьбу крымчан. Если же при нахождении в составе России экономика полуострова будет стагнировать, то среди жителей юго-востока будет расти разочарование в восточном соседе и его возможностях.
Однако хорошей новостью стало то, что страны ЕС не стали вводить новых общероссийских санкций. Более того, они резко смягчили риторику в адрес Москвы. «ЕС должен работать с Россией, это имеет стратегическое значение. Мы должны подтолкнуть Россию к выходу из украинского кризиса и продолжить работать с ней по ключевым международным вопросам», — говорит итальянский премьер Маттео Ренци. А Ангела Меркель, которая взяла на себя роль главы антироссийского лагеря в ЕС, заявила, что Евросоюз рассмотрит вопрос о снятии санкций с России «при условии сохранения территориальной целостности Украины». Причем она не пояснила, включает ли Германия в вопрос территориальной целостности возврат Крыма. Более того, Меркель даже назвала правильным создание «большого экономического пространства» через интеграцию экономик ЕС и стран Евразийского союза. И, наконец, самое невероятное — она назвала Путина человеком, заслуживающим доверия. «Если президент Путин говорит о том, что выступает за территориальную целостность Украины, то его словам нужно верить, — говорит Ангела Меркель. — И мы должны сделать все, чтобы эта политика была реализована. Мы настроены на политический диалог с Россией».
Новости партнеров
Изменение позиции связано, вероятно, с несколькими причинами. Во-первых, усталостью Запада в целом и Европы в частности от иррациональности новой Украины и тягот, связанных с ее содержанием. Не случайно Петра Порошенко на саммит ЕС не пустили, хотя он откровенно напрашивался. «Мы хотим помочь Украине, но условием для этого является проведение действительных экономических реформ на Украине, энергичная и крупномасштабная борьба с коррупцией», — говорит Ангела Меркель. Для Киева ситуация крайне неприятная. Напомним, что сейчас Порошенко нужно еще от 10 до 15 миллиардов евро, причем в самое ближайшее время. И если украинские власти эти деньги не получат, то стране грозит дефолт.
Во-вторых, все больше и больше людей в Евросоюзе осознают бессмысленность и даже контрпродуктивность санкций. «Санкции не смогут поставить на колени ни экономику, ни политику России. По моему мнению, они даже в среднесрочной перспективе не окажут желаемого эффекта в плане поставленных целей», — говорит председатель Восточного комитета немецкой экономики Энтони Кордес. Он добавляет, что эти санкции «создают в России что-то вроде менталитета-баррикады, и российский народ не отвернется от президента Владимира Путина». Более того, Запад играет на развал медленно создаваемого в России гражданского общества — люди не будут сейчас выдвигать политических требований власти, поскольку винят в происходящей кризисной ситуации именно Запад.
Наконец, в-третьих, Европа признает собственную взаимозависимость с Москвой и вред от российского кризиса для европейской экономики. Математика простая — чем больше падает рубль, тем меньше европейских потребительских товаров купят россияне. «Я хочу четко обозначить: сложное экономическое положение России — это не хорошая новость. Ни для жителей России, ни для Украины, ни для ЕС, ни для остального мира», — говорит Федерика Могерини.
Смягчение позиций лидеров стран-членов ЕС не означает, что кризис в отношениях преодолен — речь идет о попытках вернуть его в контролируемое русло. При этом Москва продолжает рассматриваться как недружественный элемент. Именно поэтому европейские лидеры заявили о намерении создать некий Энергетический союз, который якобы должен ослабить зависимость энергетическую зависимость от России. Не столько с точки зрения сокращения объемов, сколько с точки зрения переговорного процесса. «Смысл этого энергетического союза в выработке общей позиции по отношению к «Газпрому”. Она позволит выработать единую цену и условия контрактов для поставок российского газа в страны ЕС и, соответственно, ослабит переговорные позиции «Газпрома”. Сегодня российская газовая монополия может, например, снижать цену политически дружественной стране или той, которая пустила россиян на внутренний газораспределительный рынок» — поясняет сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Однако реализация этого проекта в ближайшем времени, не говоря уже о 2015-2016 годах, маловероятна. «Во-первых, контрагенты должны согласиться на такой вариант, а, во-вторых, создание Союза невозможно до тех пор, пока не истекут сроки действия контрактов «Газпрома” с европейскими странами. А некоторые из них рассчитаны до 2025 года», — продолжает Дмитрий Марунич. Дополнительные задачи Энергетического союза — в частности, углубление и ускорение научных исследований и внедрение инновационных технологий в сфере энергетики также теряют свою актуальность из-за низких цен на энергоносители…
Геворг Мирзаян
Новости партнеров
Читайте также: