Поспешная евроинтеграция и разрыв торговли с Россией завели Украину в экономический тупик. Теперь Киев хочет ввести пошлины почти на весь импорт, закрыв свой рынок не только для России, но и для ЕС. Европейский бизнес возмущен таким наглым нарушением не только норм ВТО, но и основополагающего принципа экономической ассоциации с ЕС – беспошлинной торговли между Украиной и ЕС…
Европейский бизнес возмущен действиями украинских властей, которые решили на один год ввести дополнительные пошлины (на 5–10%) фактически на весь импорт, за исключением «жизненно важных» импортных энергоресурсов (уголь, газ, нефть, электроэнергия).
Новости партнеров
Киев обосновывает введение пошлин необходимостью стабилизировать платежный баланс страны и пополнить дефицитный бюджет. Однако с правовой точки зрения эти пошлины – очередной абсурд украинских чиновников.
Это решение нарушает международные нормы и законы, под которыми Украина сама поставила подписи. Более того, подрывает курс на евроинтеграцию, ради которого украинцы выходили на Майдан, а некоторые пожертвовали своей жизнью. Эти импортные пошлины не только нарушают нормы ВТО, но и ставят под сомнение необходимость подписания экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, в основе которой лежит беспошлинная торговля между Европой и Украиной.
Киев так хотел стать частью мировой торговли, а главное – встать на путь евроинтеграции, что никого не слушал. Москва и российские экономисты не раз предупреждали о последствиях такой бездумной ассоциации с ЕС и отказа от свободной торговли со странами СНГ и Таможенного союза. Теперь украинцы пожинают плоды собственных усилий.
Украинский бизнес кормили сказками о том, что экономическая ассоциация с ЕС откроет им огромный новый рынок, поэтому российских партнеров можно убрать на второй план. «Но вышло в «лучших» традициях жанра – потеря старого рынка сбыта (российского) без открытия нового. Европейцы, так долго кормившие обещаниями, четко дали понять, что украинские товары в Европе просто не нужны», – говорит Сергей Козловский из Grand Capital.
«Потеря прежних источников дохода вынуждает власти любой страны искать альтернативу. Такой альтернативой стало введение пошлин на импорт. Однако вряд ли данной мерой удастся вернуть прежние объемы финансовых поступлений», – добавляет он.
«Украинские законодатели в панике, поскольку видят предстоящий дефицит бюджета и не видят путей его восполнить. Эти пошлины – отчаянная мера, потому что ЕС, скорее всего, отреагирует жестко и отменит беспошлинный режим для европейских товаров, которые идут на экспорт. Опять возникнет дефицит бюджета. Дальнейшее усиление налогов окончательно остановит бизнес, а население просто не в состоянии больше платить», – рисует безрадостную картину Дмитрий Кипа.
Не исключено, что Украина этими пошлинами пытается надавить на ЕС и МВФ, чтобы те оказали более масштабную финансовую помощь стране. «Можно предположить, что закон все-таки отменят, но будут вести переговоры с ЕС о финансовой помощи», – считает Дмитрий Кипа из QB Finance.
Новости партнеров
Второй вариант выхода из патовой ситуации – вернуть взаимовыгодную торговлю и отношения с Россией. Козловский считает, что в этой ситуации логично было бы ожидать от Киева попытки выстраивания прежнего диалога между Украиной и Россией уже в 2015 году. Таким образом, Украина вернулась ровно к тому же выбору, перед которым стояла год назад. И время показало, что тогда украинцев заставили сделать неправильный выбор.
Нарушение норм ВТО и ассоциации с ЕС
Импортные пошлины киевские чиновники хотят ввести с помощью двух законопроектов по стабилизации платежного баланса. Первый говорит, что Украина якобы имеет право вводить пошлины согласно статье XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, и это якобы не нарушает нормы ВТО. Второй вносит изменения в Таможенный кодекс Украины, и там особо подчеркивается, что это нужно для стабилизации платежного баланса.
Европейский бизнес сильно обиделся на такой шедевр законодательной мысли украинских чиновников и пригрозил отменой беспошлинного режима с Украиной, который является основой экономической ассоциации с ЕС. К слову, Брюссель в этом году в одностороннем порядке уже ввел беспошлинный режим торговли, хотя Украине разрешили перейти на него с 2017 года, чтобы дать возможность еще пару лет вести торговлю с Россией.
В Европейской бизнес-ассоциации Украины (ЕБА) заявили, что меры, предусмотренные статьей XII Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, не могут быть применены для наполнения бюджета как противоречащие тексту соответствующей статьи. Более того, эти проекты законов не соответствуют Генеральному соглашению по тарифам и торговле ВТО и нарушают международные договоры, отметили в ЕБА.
«Учитывая односторонний преференциальный режим со стороны ЕС, введение такого тарифного регулирования должно было быть согласовано с ЕС, чего не произошло. Это, в свою очередь, грозит отменой беспошлинного режима, в одностороннем порядке предоставленного Европейским союзом для украинских товаров», – подчеркивает бизнес-ассоциация.
Наконец, такой дополнительный импортный сбор никак не поможет пополнить бюджет Украины. «На практике дополнительный импортный сбор приведет к росту цен для потребителя и станет риском для компаний-импортеров, ухудшит условия ведения бизнеса для них и станет негативным сигналом для инвесторов», – говорят европейские бизнесмены.
Кроме того, украинские законопроекты были зарегистрированы без соблюдения процедур, в них отсутствует финансово-экономическое обоснование, что делает невозможной любую оценку последствий их действия. Также проекты не прошли необходимого обсуждения с представителями общественности и бизнеса, указывают на нарушения в ЕБА.
Новости партнеров
Крутое пике в нищету
Действия украинских властей, в том числе русофобия, которая прямо поспособствовала разрыву торговли с Россией, привели к окончательному развалу экономики страны.
Бюджет страны действительно в катастрофическом положении, свести его долго не могли. Наконец почти перед Новым годом, 23 декабря, депутаты представили главный финансовый документ государства, посчитав дефицит бюджета страны на 2015 год в районе 60 млрд гривен, или 3,8 млрд долларов (тут не помогли даже колоссальные урезания расходов, социальных обязательств, отмена многих льгот и субсидий).
Однако эта цифра, скорее всего, вдвое занижена. В Блоке Петра Порошенко (президент на политических ножах с главой правительства Арсением Яценюком) пересчитали, и по их оценкам получается, что дефицит бюджета почти в два раза больше – более 100 млрд гривен, или 6,3 млрд долларов. «У нас есть очень большие сомнения относительно показателей изменений как в Налоговый кодекс, так и самого законопроекта о государственном бюджете. У нас большие сомнения, что дефицит бюджета составит 60 млрд гривен. По нашим подсчетам, это более 100 млрд», – заявил накануне член фракции Анатолий Матвиенко.
Что касается стабилизации платежного баланса как главной причины введения импортных пошлин Киевом, то платежный баланс Украины в этом году положительный, чем не раз хвастались сами украинские чиновники. Согласно данным Госстата Украины, за 10 месяцев 2014 года сальдо внешней торговли положительное и составляет порядка 569,2 млн долларов.
На самом деле ничего положительного в этом нет. Это на бумаге все хорошо, а в реальности Украина сократила экспорт товаров в Россию (не нарастив в другие страны), а значит, потеряла миллиарды долларов доходов. Раньше счет этого экспорта и существовала во многом экономика Украины. Добиться положительного сальдо внешней торговли удалось только благодаря падению импорта товаров. Покупать их просто на на что.
Украина будет терять 15 млрд долларов ежегодно только от снижения экспорта в Россию, а в целом потери украинской экономики от ухудшения отношений с Россией – 30 млрд долларов в год, посчитали ранее в Комитете гражданских инициатив под руководством Алексея Кудрина.
В Ассоциации европейского бизнеса приводят свои доводы. Там указывают на то, что, по данным Нацбанка Украины, по состоянию на октябрь дефицит платежного баланса составил 3,5 млрд долларов, а золотовалютные резервы ЗВР НБУ – 12,6 млрд долларов, и, по их мнению, этого вполне достаточно для финансирования дефицита.
«Дефицит платежного баланса возник за счет выплат НАК «Нафтогаз Украины», а не как следствие обычной международной торговли Украины в части товаров и услуг. Таким образом, четкие расчеты и прямые данные о необходимости отдельных действий по стабилизации платежного баланса и восстановлению золотовалютных резервов отсутствуют», – отмечается в сообщении AEB.
На самом деле с октября золотовалютные запасы Украины серьезно оскудели и уже в начале декабря составляли менее 10 млрд долларов. А учитывая, что в 2015 году Киеву надо отдать более 13 млрд долларов внешних долгов и процентов, понятно, что страна – банкрот, и резервов для покрытия дефицита бюджета у страны нет.
Дефолт Украины неизбежен, его можно лишь отсрочить. Пойдет ли МВФ на то, чтобы из политических соображений рисковать своими деньгами и одалживать их Украине – пока вопрос. В 2015 году только на то, чтобы предотвратить дефолт и пополнить минимальный запас ЗВР, Украине нужно почти 30 млрд долларов извне. Чтобы заняться восстановлением экономики – нужны дополнительные десятки миллиардов…
Ольга Самофалова
Читайте также: