Президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму Папе Римскому Франциску в связи с его избранием, сообщает пресс-служба Кремля. «Убежден, что конструктивное взаимодействие между Россией и Ватиканом будет и далее успешно развиваться на основе объединяющих нас христианских ценностей», – говорится, в частности, в обращении. «Желаю Вам, Ваше Святейшество, доброго здоровья, благополучия и плодотворной деятельности по укреплению мира, продвижению межцивилизационного и межрелигиозного диалога», – передает пресс-служба слова главы государства…
…Вчера вечером белый дым из трубы Сикстинской капеллы возвестил верующим, что новый Папа Римский избран. Им стал архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, принявший имя Франциск. Он не был в числе фаворитов голосования. В очередной раз сбылась поговорка «Кто входит на конклав папабилем (кандидатом-фаворитом на должность папы), выходит с него простым кардиналом».
Новости партнеров
Тем не менее избрание Папы Франциска стало сенсацией. Он – первый латиноамериканец в кресле римского епископа. Он также первый иезуит, достигший должности римского папы.
Однако если вглядеться, его избрание выглядит как результат сложных компромиссов. Он – аргентинец, но одновременно – сын выходцев из Италии. Это могло играть большую роль. Ведь веками римскими папами становились только итальянцы. Традиция была прервана только поляком Иоанном Павлом II и отрекшимся недавно Бенедиктом XVI, по национальности немцем. Логика требовала избрания на папский престол представителя Латинской Америки. Ведь именно в этом регионе проживают подавляющее большинство католиков мира. Поэтому в списке фаворитов прошедшего конклава был архиепископ Сан-Пауло Шерер.
Но бразильцы говорят по-португальски, а основной язык Латинской Америки – все же испанский.
В итоге все сложилось наилучшим образом: новый Папа Римский – аргентинец, он свободно говорит по-испански и по-итальянски. Естественно, Латинская Америка в восторге. Более того, решение конклава выглядит как антибританский жест, как поддержка Аргентины. Ведь только что завершился референдум на Фолклендских островах, на которые претендует Аргентина. Жители островов, которых насчитывается 2800 человек, подтвердили приверженность британской короне. Аргентина получила чувствительный удар по национальному самолюбию. И вдруг – такая компенсация!
С учетом того, что католическая и англиканская церкви ведут острую борьбу за прихожан по всему миру, римская курия подложила конкурентам изрядную свинью. Ведь современное англиканство выступает с либеральных позиций, отстаивая, например, женское священство и склоняясь к разрешению гей-браков. Католики, напротив, придерживаются жесткой консервативной позиции. В результате паства бежит к ним.
Например, в США Епископальная церковь рукоположила в епископы открытого гея. В результате произошел раскол, прихожане ушли к католикам. А ведь Епископальная церковь – влиятельная часть англиканского сообщества церквей, возглавляемая архиепископом Кентерберийским. Последний является духовным руководителем Церкви Англии, которую возглавляет британская королева Елизавета II. Как видим, конфликт католиков и англиканцев, британцев и аргентинцев идет сразу по нескольким направлениям.
Но избрание аргентинца Бергольо решает, кажется, другую важную проблему. Не секрет, что покинуть папский престол Бенедикта XVI побудило давление со стороны Европейского союза. Последний обвинил ватиканские банки в отмывании денег и ограничил финансовые операции на территории государства-города. Например, было запрещено расплачиваться банковскими карточками, а также продавать выпускаемые Ватиканом евромонеты по цене выше номинальной стоимости.
Новости партнеров
Логично было бы ожидать на престоле Папу-либерала, то есть человека, который отменит целибат или введет женское священство, а то и гей-браки разрешит. Однако католическая церковь продемонстрировала высокую устойчивость.
Фактически ей предъявили европейскую либеральную повестку: дескать, давайте, разрешайте гей-браки, или, во всяком случае, не протестуйте против них. Ведь «антигейские» демонстрации потрясли Францию, где нынешнее левое правительство Франсуа Олланда провело закон о допустимости брачных союзов между однополыми парами.
Но кардиналы, собравшиеся в Сикстинской капелле, предприняли гениальный маневр. Они избрали на римский престол социального консерватора Франциска. Новый Папа отвергает гей-браки, аборты, женское священство и прочее в том духе. Зато он демонстративно скромен, живет в простой квартире и не пользуется архиепископским дворцом. Даже сам готовит себе еду.
Римско-католическая церковь заимствовала социальную повестку скончавшегося президента Венесуэлы Чавеса. Теперь, когда к католикам придут с «общеевропейскими ценностями», они скажут: «В мире столько бедных людей, столько людей голодают и бедствуют. А вы – с вашими гей-браками. Это всё – панские вытребеньки для богачей».
Иначе говоря, папа римский – борец за права бедных позволяет полностью подорвать либеральную европейскую повестку дня, к которой склоняются даже европейские социалисты.
Конечно, это не означает, что давление со стороны Европейского союза прекратится. Добился же он отставки предыдущего Папы. Но появление Франциска позволяет дать «социалистический» ответ на претензии со стороны европейских либералов.
Многие скептически комментируют заявление временного президента Венесуэлы Николаса Мадуро о том, что, дескать, Чавес встретился в раю с Иисусом Христом и в результате Господь назначил латиноамериканца Папой Римским. Насчет событий в раю не знаю, но с политической точки зрения, похоже, так оно и есть. Кончина Чавеса навела кардиналов на мысль избрать латиноамериканца с программой защиты бедных.
Ведь имя Франциск еще не встречалось среди римских пап. Оно принадлежит великому святому Франциску Ассизскому, который как раз и прославлен борьбой за права бедняков и сам жил в бедности.
Новости партнеров
Иначе говоря, первое впечатление от новоизбранного Папы таково, что кардиналы придумали, как победить накат европейских либералов, и намерены делать это с опорой на защиту бедных и латиноамериканский мир, а значит, и на близкие к нему государства ЕС, такие как Испания, Португалия, а также отчасти Италия и даже Франция.
Впрочем, основная борьба еще впереди. Над новым понтификом будет висеть прецедент отречения Бенедикта XVI. В кулуарах со ссылкой на неназванного кардинала поговаривают, что у нового Папы есть только четыре года на реформы римской курии. Видимо, по окончании четырех лет на него будут давить, пытаясь добиться отречения. Да и суть предполагаемых реформ пока еще не ясна. Поэтому Франциску предстоит очень многое сделать, чтобы отстоять суверенитет римской церкви от попыток «либерализации»…
Павел Святенков
http://www.km.ru/world
Попробуем жить без очков…
Читайте также: