Она появилась на свет под именем Гали Ивановой в Ленинграде в 1926 году. Борьба за жизнь началась для нее в шесть недель от роду, когда мать взвалила тяготивший груз воспитания на бабушку. Родители, по словам Вишневской, всегда оставались для нее чужими: отец, уезжая из блокадного Ленинграда с новой женой, оставил дочь замерзать, а мать после 13 лет разлуки попросту не узнала ее при встрече… Детство Вишневской, как оно описано в ее автобиографии, могло бы стать еще одной повестью русского писателя времен Достоевского и Толстого. Бесконечная череда страшных испытаний, физических и психологических — и всякий раз чудесное спасение, дававшее силу жить дальше… Выдержав все ужасы блокады, Галина и ее дар стали стремительно наверстывать упущенное. Обладая от природы поставленным голосом, 17-летняя Вишневская легко поступила в областной Театр оперетты. За четыре года почти ежедневных выступлений освоила весь опереточный репертуар и прошла настоящую школу артиста — с пением при минусовой температуре и гримуборными под открытым небом. Здесь же она обрела второго мужа — директора театра Марка Рубина. Первый брак, неудачный, случился летом 1944 года, когда Вишневской было 16. Впрочем, и он не прошел зря: от мужа-моряка у Гали Ивановой осталась красивая сценическая фамилия, известная теперь всему миру.
В 1950-м Вишневская встретила главную и фактически единственную учительницу в своей жизни — Веру Николаевну Гарину, которая сумела за два года сделать из талантливой девушки профессиональную певицу. В мае 1952-го, гуляя по Невскому, Галя обнаружила афишу, уведомлявшую о конкурсе в Молодежную труппу Большого театра. Напросилась спеть без предварительной записи, произвела фурор, пробудив от спячки уставшее жюри, и уже через неделю ехала в Москву.
Новости партнеров
Ее первой партией на сцене Большого стала пушкинская Татьяна в «Евгении Онегине». С этой же партией вышла ее первая пластинка. И ею же в осеннем Париже, в 1982 году Галина Павловна завершила карьеру.
На одном из приемов в «Метрополе», в 1955-м, Вишневская была представлена молодому виолончелисту, трудную фамилию которого тут же забыла. Вскоре на гастролях в Праге этот виолончелист подлетел к ней, одаривая комплиментами и ландышами. Уже через четыре дня Мстислав Ростропович и Галина Вишневская решили пожениться. Спустя много лет, когда американские журналисты спросят Ростроповича, что он думает по поводу того стремительного решения, Мстислав Леопольдович ответит: «Думаю, что потерял четыре дня».
На Сталинскую премию Ростропович купил стометровую квартиру в строящемся доме композиторов. Ордер на проживание давать наотрез отказались: двоим в столь просторных палатах жить не полагалось. Ростропович заверил Моссовет в том, что исправит ситуацию. Первая дочь появилась на свет через 8 месяцев и 27 дней после того, как в Праге Вишневская и Ростропович решили связать свои судьбы.
А о том, что носит под сердцем второго ребенка, Вишневская узнала в разгар работы над партией Аиды. Скрывая растущий живот, она спела премьеру, будучи уже на шестом месяце. Когда на следующий день обман вскрылся, дирижер Александр Мелик-Пашаев ворчал: «Товарищи, когда же кончится это безобразие?!»
Растущая слава Вишневской сделала ее полновластной царицей Большого театра. Истинная примадонна, она была на самой вершине славы, возможной в СССР для человека искусства. На закрытых приемах ее сажали между Хрущевым и Булганиным. «Швейцаром», встречавшим ее на пороге, был глава КГБ, а «секретарем», приглашавшим на приемы, — министр культуры. Она стала первой советской певицей, которую выпустили на гастроли в США, как и во все главные театры мира — Ковент-Гарден, Ла Скала, Венскую оперу.
В начале 1970-х, после того как Ростропович поселил на своей даче опального лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына, вокруг семьи стало сжиматься невидимое кольцо. Сначала супругов начали снимать с зарубежных гастролей. Потом с формулировкой «эта запись нам не нужна» отменили работу над пластинкой «Тоски», где главную партию пела Вишневская, а за пультом стоял Ростропович.
29 марта 1974 года Галина Павловна уговорила мужа написать заявление на двухлетний отъезд за границу. Американские и европейские импресарио приняли диссидентов с распростертыми объятиями. Разумеется, в Советском Союзе не могли не отреагировать: имена Ростроповича и Вишневской стали вымарывать с пластинок, из энциклопедий и кинофильмов. В 1978 специальным указом Верховного Совета Ростроповичи были лишены советского гражданства.
Новости партнеров
Четыре страны тут же предложили им стать своими гражданами, но супруги отказались. Не приняли они и гражданство СССР, возвращенное в 1990-м специальным указом Горбачёва. Ростропович и Вишневская ощущали себя и воспринимались другими как «граждане мира», и им незачем было вновь становиться чьими-то подданными.
На завершение карьеры в 1982 году Ростропович преподнес жене «утешительный» подарок — имение в США, недалеко от православного монастыря в Джорданвилле, назвав его «Галино» и добившись, чтобы этот топоним попал на все официальные карты Соединенных Штатов.
Пожалуй, главным итогом эмигрантских лет Вишневской оказалась увлекательная, как детектив, автобиография — одна из самых ярких и эмоциональных книг русского мемуарного жанра. А в последнее десятилетие делом ее жизни стало создание Центра оперного пения на Остоженке в Москве. Это учебное заведение, концертное агентство и оперный театр под одной крышей — платформа, на которой Вишневская передавала свой опыт следующим поколениям вокалистов.
29 марта 2012 года в Москве на пересечении Брюсова и Елисеевского переулков Галина Вишневская открыла пятиметровый бронзовый памятник Ростроповичу работы Александра Рукавишникова. А 3 декабря Галине Павловне был присужден орден «За заслуги перед Отечеством I степени». В 2007-м Мстислав Ростропович скончался через месяц после вручения такой награды. Вишневская до вручения не дожила…
О великой певице вспоминают ее друзья и коллеги…
Владислав Пьявко, народный артист СССР:
— Галина была последней певицей из той эпохи, в которой я поднимался и рос. Это выдающаяся личность, артистка, музыкант, актриса. В Большом театре было две женщины, которые сыграли большую роль в моей творческой и личной жизни. Одна из них — это Галина Павловна Вишневская, которая в 1965 году на конкурсе в Большой театр приняла меня в труппу, и потом, в 1966 году взяла меня в спектакль «Чио-Чио Сан». Для меня это огромнейший удар. Ушла моя Ирина (Архипова), ушла Галина. Огромная потеря для всего оперного мира.
Зураб Соткилава, народный артист СССР:
Новости партнеров
— Я видел ее совсем недавно, она с такой надеждой уезжала в Германию лечиться. Сейчас я потрясен, это страшная вещь. Я все время говорил и буду говорить, что она — флагман оперного искусства России, великая певица, человек, который болел за российскую культуру, за создание оперного центра, где она собирала талантливую молодежь, воспитывала ее, помогала. Она служила искусству не только для себя, но и для других.
Людмила Нарусова, политический деятель, вдова Анатолия Собчака:
— Галина Павловна была необыкновенным человеком. Феерически талантливая, великая певица она создала не только себя, но и целую школу. Ее оперный центр дал дорогу многим талантам. Но самое главное — в ней была удивительная стойкость, крепость духа женщины, пережившей блокаду в Ленинграде. Она очень любила наш город. Блокадный Ленинград закалил ее на всю жизнь. Во всех испытаниях, которые выпали на долю семьи Ростроповича и Вишневской, она была мотором, движущей силой, большой опорой для мужа. Мы очень много общались с ними, и они рассказывали, сколько унижений пришлось пройти их семье. Без закаленного в блокаду духа это вряд ли можно было вынести. После смерти мужа она жила уже по-другому, она готовилась к встрече с ним. Мир ее праху…
Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»:
— Трагедия жуткая, Галина Павловна для меня была близким человеком. Я все последние годы был рядом, она мне это позволила. Великий человек во всем, великая личность. Патриот, она обожала Россию, она искренне работала во имя страны, она добывала здесь культурную нефть — сделала Центр оперного пения, пыталась сделать из вокалистов личностей. Она была великолепным рассказчиком с чудесным чувством юмора. Она любила «Геликон», относилась как к своему театру. Она была любимой артисткой Покровского. Она была настоящей примадонной, королевой, и все понимали, что она королева, хотя она никогда это не выпячивала…
Новодевичье… 14 декабря…
Галину Вишневскую похоронят 14 декабря на Новодевичьем кладбищев Москве. Об этом сообщают в Центре оперного пения Вишневской…
Церемония прощания с Вишневской состоится 13 декабря в Центре оперного пения (Остоженка, 25). Отпевать Вишневскую будут 14 декабря в храме Христа Спасителя. Время будет объявлено дополнительно.
Отметим, что на Новодевичьем кладбище похоронен муж Вишневской, выдающийся виолончелист Мстислав Ростропович.
Напомним, о смерти певицы стало известно сегодня. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев уже выразил глубокие искренние соболезнования родным и близким Галины Вишневской в связи с ее кончиной
Галина Вишневская — выдающаяся российская певица (лирико-драматическое сопрано), художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центр оперного пения под руководством Галины Вишневской», народная артистка СССР (1966). Командор французского ордена Почетного легиона (1983), почетный доктор ряда университетов…
По материалам… /izvestia.ru/ /www.rosbalt.ru/ /www.kommersant.ru/