Согласно минским соглашениям, Киев обязан ликвидировать все незаконные вооруженные формирования. В первую очередь, должны быть разоружены 17 батальонов территориальной обороны Украины, которые подчиняются Дмитрию Ярошу. Известие об этом сразу вызвало нервную реакцию со стороны лидера «Правого сектора» (деятельность этой националистической организации на территории РФ запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014) и его соратников. Ярош заявил о непризнании минских соглашений. Командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил о создании координационного штаба неподконтрольных Порошенко формирований. Заместитель командира батальона «Азов» Игорь Мосийчук обвинил президента в «национальной измене». Но их тут же одернули. Судя по тому, что высказывания Яроша были удалены с официальной страницы Нацгвардии (подразделение с правоохранительными функциями, входит в систему МВД Украины), призывы радикалов вызвали негативную реакцию на Западе…
Новости партнеров
С юридической точки зрения, после подписания перемирия у него есть все основания вернуть батальоны территориальной обороны в регионы постоянной дислокации (туда, где они были созданы). Рассредоточив по областям, их легче будет расформировать. Правовые основания для этого найдутся, если вспомнить, что само формирование батальонов территориальной обороны шло в 2014 году с нарушениями закона Украины № 1932-XI «Об обороне».
Конечно, можно прогнозировать, что часть подразделений взбунтуется. И тут большую роль играет позиция Национальной гвардии. Формально она подчиняется министру внутренних дел, но фактически большое влияние не нее имеет министр обороны Степан Полторак, командовавший НГУ с момента создания.
Ситуация осложняется еще и тем, что боевики имеют мощную политическую поддержку в лице парламентских партий «Народный фронт», «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина».
Эти политические силы практически срослись с криминальными группировками. В списках провластных фракций то и дело встречаешь имена «бригадиров» преступных группировок, уцелевших в разборках 90-х. Больше всего их в «Народном фронте» Арсения Яценюка. Именно при помощи криминальных авторитетов были созданы те самые батальоны, которые сегодня отказываются подчиняться Порошенко.
Происходило это так же, как и в годы Гражданской войны 1918-1922 годов, когда в войска красных и Петлюры вливались целые бандитские группировки.
В случае издания указа президента Украины о расформировании батальонов территориальной обороны, своих «братков» лидеры преступных группировок просто так не сдадут. А значит, Порошенко столкнется еще и с активным противостоянием в парламенте. Итогом политической конфронтации может быть либо импичмент президента (если в Верховной Раде найдется достаточное количество голосов), либо роспуск законодательного органа (формальным поводом для этого может быть выход Блока Порошенко из коалиции).
Новости партнеров
Но даже если глава государства сумеет обеспечить все юридические процедуры для проведения выборов, высока вероятность того, что выборы в Верховную Раду могут просто не состояться.
И тогда в условиях парламентской модели управления и при отсутствии самого парламента, у Порошенко будет еще меньше возможностей контролировать правительство Арсения Яценюка. Не сможет он и отправить в отставку правительство. Политический кризис затянется, и страну ждет еще одно испытание — резкий рост преступности. Она уже сегодня буквально захлестнула страну, процветает рэкет.
Особенно притягательным местом для сбора криминала со всей страны стала столица. В прилегающем к ней Киево-Святошинском районе Киевской области, по данным украинских СМИ, собралось около 120 криминальных авторитетов, многие из которых запаслись удостоверениями «участников АТО». Слившись с радикалами, они занялись открытым грабежом. В результате в Киеве количество краж выросло вдвое, а каждый день совершается более 500 преступлений, из которых раскрывается менее 150. Но еще более цинично и нагло криминалитет действует в сельских районах. Сюда не приедет милиция. Поэтому преступные группировки действуют здесь открыто: забирают у местных жителей деньги, ценности, автотранспорт якобы «на нужды АТО».
В случае попыток власти ограничить политическое влияние радикалов преступные группировки обрушат на страну вал преступлений. Словно готовя страну к подобному сценарию, радикалы уже сейчас полностью разрушают правоохранительные органы. 12 февраля депутаты Верховной Рады проголосовали за ликвидацию Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД. Расформировали спецподразделения милиции и оставили за собой право контролировать органы министерства внутренних дел.
Если эта «реформа» будет завершена, то в результате президенту придется воевать с неподконтрольными ему военными формированиями, с ярыми радикалами в парламенте, бандформированиями, опираясь только на регулярные военные части.
Успеха в этой ситуации он сможет достигнуть только при одном условии — если ему хватит умения договариваться с хозяевами «Правого сектора» и других радикальных группировок. До сих пор США исходили из принципа: чем хуже, тем лучше. В русле политики Вашингтона действовали и лидеры ЕС. Но минские соглашения показали, что во внешнеполитическом курсе Запада возможны изменения — Евросоюзу нужен российский газ и рынки сбыта в России.
Если Порошенко не использует эти новые веяния, то, как он сам говорил перед началом встречи в Минске, Украина, действительно, пойдет вразнос.
Юрий Городненко