Намеченное на 27 июня во время саммита Евросоюза подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли ЕС с Украиной, Грузией и Молдовой — результат политической работы Запада в течение последних двух десятилетий. И, если Грузии ещё только предстоит оценить все последствия этого подписания, то для Молдавии и Украины результат уже можно вполне прогнозировать…
Оба государства находятся сегодня в «полуразобранном» состоянии, поскольку сами по себе являются конструктами советского времени. И, с учётом последних событий, в зону свободной торговли с ЕС вступают шесть территорий. От Молдавии — сама Молдова с центром в Кишинёве, Гагаузская автономия с центром в Комрате и Приднестровье как государство со столицей в Тирасполе. Украина сегодня — по фактическому контролю разделена на Галицию со столицей (пока ещё) в Киеве, конфедерацию Донецк-Луганск и диктатуру олигарха Коломойского Одесса-Днепропетровск. Хотя и появились сообщения в прессе о том, что олигарх уже сбежал в Европу, но управленческий костяк команды пока остался в регионе.
Новости партнеров
Соглашение об ассоциации и «углублённой всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским Союзом» — DCFTA — это более 900 страниц текста. Процедуры, технические регламенты, регулирующие основы развития экономики и осуществление внешнеэкономических операций. 200 страниц — это общие парадные слова обтекаемого текста, а на оставшихся 700 страницах приложений содержатся ссылки на директивы Европейского Союза.
Рассмотрим бытовые примеры последствий подписания документов об ассоциации с ЕС. Лидер Социал-демократической партии Молдавии Виктор Шелин рассказывает, что в договоре предусмотрена обязанность принятия закона о репатриации всей собственности прежним владельцам всех земель и строений. То есть получается, что на территориях Молдавии и Украины будут защищать права собственников до 1940 года, до вхождения в состав Советского Союза.
У наследников в Венгрии, кстати говоря, могут появиться некоторые вопросы к украинской недвижимости.
Не думаю, что в Европе будут вспоминать о государстве Карпатская Украина 1939 года. Но вот о правах на собственность в Берегово, Межгорье, Мукачево и Ужгороде вспомнят обязательно.
Интересно, что скажут европейские юристы о таком государственном образовании, как Украинская держава 1918 года под руководством гетмана Павла Скоропадского (и под контролем немецких и австро-венгерских войск) со столицей в Киеве? Будут вспоминать, что кому гетман передал-продал-подарил? Будут признавать это государством со всеми вытекающими наследственными вопросами? Или же найдётся смелость сказать твёрдое «нет» Европе? Этот гетман, правда, ещё о Кубани много чего фантазировал — но это уже слишком.
Куда людей выселять? Бараки строить для жителей Западной Украины и Молдовы? А что будет делать, к примеру, мелкий и средней руки бизнесмен — владелец кафе или парикмахерской — при пересмотре права собственности? Пополнит ряды безработных?
А как обеспечивать права европейских наследников в Гагаузии, Приднестровье, Донецке и Луганске? Как и «демократию» — танками и установками «Град» при поддержке штурмовой авиации?
Новости партнеров
И всё это — только вопросы собственности.
Промышленность и сельское хозяйство…
По мнению лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, сегодня украинский рынок уже «на 80% забит продукцией, не произведенной в Украине». А когда все барьеры будут сняты, «производство разрушено будет, наука захиреет, потому что есть связь науки с производством». Местная продукция не соответствует регламентам Европейского Союза. Да и просто дороже, чем импорт. И не выдержит конкуренции с европейскими товарами.
Поскольку у ЕС и ТС разные техрегламенты, то украинские и молдавские товары уже не могут соответствовать нормам Таможенного Союза Беларусь-Россия-Казахстан и стран СНГ.
Во-первых, если Молдавия и Украина открывают свои страны для импорта, то страны ТС и СНГ обязаны защитить своих производителей от реэкспорта. Страны ТС и СНГ не просто имеют на это право — защитить свою экономику, сохранить рабочие места для своих граждан — это прямая обязанность национальных правительств.
Во-вторых, уж если вы не хотите интегрироваться с Россией, говорите о европейской интеграции — то Россия уважает ваше мнение и ваш выбор. Но Россия также имеет право на свой выбор. Никто никого не заставляет. Хочешь — дружи, хочешь — завидуй, но только молча в стороне, по-соседски.
А вот так, чтобы почти все трудоспособные граждане твоей страны деньги зарабатывали в России и с помощью ресурсов России, но при этом были в ЕС и НАТО — то такого больше не будет. Дружить — так полностью, по всем вопросам. А если дружить только там, где выгодно — то это уже не дружба. А взаимовыгодное сотрудничество. Или — шантаж с попыткой изнасилования, что нехорошо. И не надо в этом случае говорить про «славянское единство».
Молдавия — сугубо сельскохозяйственная страна. Особенно по сравнению с промышленным Приднестровьем.
Новости партнеров
И если в Кишинёве искренне считают, что либерализация тарифной политики может спровоцировать снижение доходов бюджета региона на 6-10% и привести местные компании к более жесткой конкурентной борьбе — то можно только порадоваться за молдаван. Российский рынок имеет важное, но не решающее для молдавской экономики значение? Как скажете.
Но если Роспотребнадзор имеет претензии по качеству винодельческой продукции и оформляемым документам в соответствии с нормами и правилами РФ — то не надо здесь искать политики. Это чёткое соблюдение действующего законодательства.
Вот только при подготовке документов об ассоциации с ЕС, Кишинёв и Евросоюз нарушили весь пакет подписанных соглашений в рамках молдово-приднестровского урегулирования. Например, Приднестровье имеет право на самостоятельную (от Молдовы) внешнеэкономическую деятельность. ЕС же обсуждает «ассоциацию» только с Кишинёвым. И не ведёт таких же равных переговоров с Тирасполем.
Ради справедливости заметим, что и руководство Приднестровья ограничилось только общими фразами и очень вяло боролось (если не сказать самоустранилось) от защиты интересов жителей ПМР. И этот сюжет — давление Кишинёва и европейских стран на Тирасполь при бездействии самих приднестровских властей — заслуживает отдельного рассмотрения.
Что касается Гагаузии, то местные власти заявляют о возможности отделения от Молдовы в случае её интеграции с ЕС. И одновременно ожидают от Европейского Союза некоторого предложения — в виде сохранения автономного статуса. При этом (видимо, для усиления своей переговорной позиции) ещё в начале года провели референдум, в ходе которого 97,5% участников высказались против вступления в ЕС; 98,5% поддержали идею вступления в Таможенный Союз и 98 % проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией своего суверенитета.
На Украине могут исчезнуть сразу несколько отраслей промышленности, возможно массовое банкротство тысяч предприятий. В 43-миллионной стране это может стать просто катастрофой.
Под угрозой остановки находятся предприятия оборонной отрасли, которые были частью единого производственного комплекса с Россией. Это примерно 20% от общего объема всех производимых в стране товаров. Россия начала программу импортозамещения, и это уже необратимо.
Транспортные (железнодорожные) перевозки из стран СНГ в Европу более выгодно осуществлять в рамках Таможенного Союза, то есть через Беларусь. Потому как просто дешевле. Это означает потери для железнодорожной отрасли Украины.
Предприятия авиастроения и аэрокосмической промышленности создавались и могут работать только в тесной кооперации с предприятиями стран СНГ и, прежде всего, России. И рынок сбыта для них — только в странах ТС.
Люди…
При подписании соглашений об ассоциации с ЕС, граждане Украины и Молдавии не получат равные права с гражданами стран Евросоюза. Включая полноценное право на труд и заработную плату.
Зато получат: многократное повышение тарифов на электричество, воду, коммунальные услуги ЖКХ, замороженные пенсии, урезанные социальные пособия и отменённые льготы для ветеранов и малоимущих. К тому же произойдёт резкий рост цен на качественные лекарства и продукты.
Граждане Украины и Молдавии смогут работать в ЕС, только не на постоянной основе. Потому как в любом государстве Евросоюза они остаются иностранцами. А это означает годовой контракт при разрешении жить в ЕС шесть месяцев. И какому нанимателю нужны такие работники? Значит, будет только сезонная работа.
Безвизовый режим с ЕС обсуждается отдельно от соглашения об ассоциации. Визы не отменят автоматически. И даже после введения на Украине в Молдавии биометрических паспортов будут отменены только краткосрочные визы. А учебные и длительные трудовые сохранятся.
«Друзья» России…
Россия ожидала от руководителей как Молдовы, так и Украины честного партнёрства, выполнения подписанных соглашений, можно сказать — доверяла, но не проверяла.
В результате отсутствия чётко скоординированных действий, Россия сегодня потеряла рычаги практического влияния на ситуацию. Вместо прямого разговора с обществом этих стран, российская политика строилась на кабинетных договорённостях с отдельными политическими лицами. Которые вели себя просто нечистоплотно.
Поэтому, сегодня России, возможно, необходимо определиться — как она будет относиться к тем, кто не согласен в Молдове и Украине с евроинтеграцией. Причем, определиться как в отношении людей, бегущих в Россию, так остающихся на своей территории.
Принято считать, что в Древнем Риме рабы больше всего гордились водопроводом.
Возможно, людям на Украине и в Молдавии, так ратующим сегодня за Европу и бегущим от России, необходимо пройти через горькое разочарование «евроинтеграции». Пройти через нищету и голод, чтобы понять — Россия никогда не покушалась на самобытность народов и не меняла политические элиты в странах своих союзников. В отличие от европейско-американской традиции.
Возможно, Европе стоит увидеть на своих предприятиях, в своих домах всех этих идейных продолжателей дела Бандеры-Шухевича. Увидеть, чтобы понять что-то важное для себя самих.
Возможно, России следует защитить тех, кто не готов идти в это «ассоциированное» рабство.
Потому как — в противном случае — мы вполне можем получить националистическое государство Галичина. Во главе с президентом самого большого поющего фонтана в Европе…
Максим Шалыгин
Скажите, а в чём тонкая суть новой украинской мульки «Вот с 27ого-то теперь начнется»? Будет подписано соглашение по ассоциации с ЕС — часть его, которая осталась. До этого часть уже была подписана. В данном соглашении куча пунктов, некоторые действуют с сентября, некоторые с ноября, некоторые вообще с 2015 года. Что именно произойдёт 27ого, такое, что Всё Поменяет?… Нет ли ощущения некой прокрастинации на госуровне, когда постоянно назначается Новая Барьерная Дата После Которой Резко Станет Звездато, эта дата всегда близко (в районе месяца), а про старые даты молниеносно не просто забывают, а прямо радиомолчание объяв… Читать дальше »